1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Традиции

Чувство свободы и привело к возникновению новейшего романа

20 Марта 2013

Вот это чувство свободы и привело к возникновению новейшего романа, вернее — к осознанию им себя как особого художественного феномена. За двадцать лет выросло поколение новых, квалифицированных читателей, готовых вступить в литературное состязание с писателем (именно им посвятил свое исследование 1973 г. Ж. Рикарду). Место жестких структурных опор в романе заняли гибкие динамичные связи. Принципиально многовариантный текст должен, по замыслу писателей, развиваться естественно.


Помимо традиционных приемов письма

20 Марта 2013

Помимо традиционных приемов письма, для актуализации действия Мальро широко использует диалог, ориентированный на настоящее время и приближающий роман к драме, к киносценарию. Стоит вспомнить, что над преимуществами подобного письма размышляют и другие современники Мальро — Арагон, Жюль Ромен, Роже Мартен дю Гар. . . Мальро осваивает этот прием раньше других, что во многом обеспечивает успех роману "Удел человеческий". Революция предстает у Мальро особым духовным феноменом. Порожденная иррациональными силами истории, она рождает собственное духовное состояние и определенный тип героя.


Лессинг считал литературу и музыку временными искусствами

20 Марта 2013

Лессинг считал литературу и музыку временными искусствами, живопись и архитектуру — пространственными. У Бютора это разделение рухнуло. Все происходит в пространстве книги, которая из текста стала материальным объектом. И весьма увесистым: "Мобиль", "Описание собора Святого Марка", "6 810 000 литров", "Где", "Бумеранг" — тома, размером с прежний "ин кварто". Каждый голос, каждый текст внутри них выделен графически: шрифтом, цветом (черным, красным, синим, контрастирующим с белой бумагой высокого качества), расположением на странице (справа, слева, вверху, внизу, посредине, на полях).


Творческий путь Жироду-драматурга начался в 1928 г.

20 Марта 2013

Творческий путь Жироду-драматурга начался в 1928 г. , когда Луи Жуве поставил первую его пьесу "Зигфрид", переработку его же романа "Зигфрид и лимузенец", своеобразного отклика на первую мировую войну, участником которой был сам автор. Многие из последующих пьес Жироду — а постановка каждой из них Жуве превращалась в событие не только театральной, но и духовной жизни 30-х годов — были опосредованными, связанными с проблемами современности вариациями на античные и библейские сюжеты. Драматург остался верен своей манере и в годы войны, откликнувшись на трагическое положение своей родины, которое он переживал очень остро и драматично, мрачной пьесой "Содом и Гоморра" (1943); ее название говорит само за себя. В полуреальной полуфантастической ситуации "Безумной из Шайо" причудливо переплелось восприятие современного мира как безумного, лишенного и духовности и здравого смысла, трансформировавшегося лишь в прагматическое отношение к жизни, но в то же время мира, в котором есть силы, способные противостоять злу и насилию.


ПРОЗАВо французской прозе середины 50-х годов стремление к смене эстетических ориентиров, вызванное общим процессом изменений в культурной и духовной жизни страны, выразилось особенно отчетливо. В прозе — точнее, в романе — именно в эти годы происходят ка

20 Марта 2013

Смятенность буржуазной философии перед миром, кажущимся непознаваемым, отказ признавать человеческую личность единственно возможным мерилом искусства, поиски иных ценностей и ориентиров, нежели гуманная и разумная человеческая природа,— все это находило в творчестве неороманистов живой отклик и получало в нем вполне реальное, наглядное воплощение. Нашлись философы и социологи, которые усмотрели в "новом романе" наиболее адекватное выражение современного мира и поспешили объявить его искусством реалистическим. Так, известный социолог литературы Люсьен Гольдман видит в А. Роб-Грийе "одного из наиболее последовательных и блестящих выразителей того этапа развития романной формы, который знаменуется появлением автономного мира вещи, обладающего своей собственной структурой и законами, и через который только и может в какой-то мере выражаться человеческое бытие". И далее: "Если слово реализм означает создание мира, структура которого аналогична основной структуре социальной действительности, в недрах которой произведение было написано, Н. Саррот и А. Роб-Грийе могут числиться среди самых реалистических писателей современной французской литературы"2.


Жанр повествования от третьего лица

20 Марта 2013

Жанр повествования от третьего лица позволил Юрсенар развернуть широкую эпическую картину, быстро менять ракурс, чередовать массовые и сольные эпизоды. И все же образ Зенона, не скрепленный личной интонацией автобиографического рассказа, менее сфокусирован, нежели образ Адриана. Зенон — герой программный, и оттого, может быть, в нем не столь прорисован человеческий характер.


Странником окольных троп Мишо оставался два десятка лет

20 Марта 2013

Странником окольных троп Мишо оставался два десятка лет даже на глазах тех, кто поддержал его на первых порах, когда он, бельгиец по происхождению (он родился в Намюре) и безработный матрос, в поисках заработка попал в 1924 г. в Париж и попробовал себя в писательстве. Ему удалось тогда кое-что напечатать в журналах, познакомиться с сюрреалистами и вникнуть в их замыслы. Потом стали выходить и тоненькие книжки Мишо: "Кем я был" (1927), "Мои владения" (1929), "Некто Плюм" (1930), "Ночь шевелится" (1935). Их держали в руках, однако, считанные единицы; критика хранила молчание. Сам Мишо, впрочем, не прикладывал стараний пустить корни в литературно-артистических кружках Парижа.


Свой идеал изменения жизни сюрреалисты видели в социальной революции

20 Марта 2013

Свой идеал изменения жизни сюрреалисты видели в социальной революции, в марксизме и в построении нового общества в России даже тогда, когда они решительнее всех публично осудили сталинский террор и сталинскую культурную политику. Увлечение советскими достижениями позволило Бретону сохранять верность Октябрю и в трудные годы разочарований, вплоть до конца 1956 г. , когда венгерские события посеяли в нем сомнение, не преобладает ли сталинская традиция и в послесталинские времена. Позже, постаревший Бретон редко возвращался к вопросу о положении в России, но продолжал хранить ненависть к буржуазным "ценностям" и их порождению — фашизму. Лихорадочная деятельность Бретона в организации выставок, издании журналов не приводила к забвению поэтического долга.


Настаивая на социальной роли литературы

20 Марта 2013

Настаивая на социальной роли литературы, группа, однако, ни в коей мере не возвращалась на позиции "ангажированного" искусства. Последнее было сразу же осуждено как буржуазное на том основании, что оно, дескать, подменяло научно обоснованное отрицание буржуазного общества разговорами о нравственности, совести и т. д. Так, на коллоквиуме, озаглавленном "Что может литература?" (Париж, 1965)10, сторонники "телькелизма" решительно выступили против общественного назначения искусства, которое отстаивали Сартр и С. де Бовуар. Их представление о социальной миссии художника весьма парадоксально: оно сводится к типично авангардистским представлениям о том, что революционные преобразования в области формы имеют решающее значение для жизни общества в целом. "Тель кель" ратовал за революционность, объявил себя сторонником социальной революции и марксизма-ленинизма как единственной подлинной научной революционной теории нашего времени. Отказываясь не только от сюжета, интриги, рассказывания "истории", они ополчаются и на субъект повествования. Кажется, что его полное уничтожение становится главной писательской задачей Соллерса и его единомышленников.


"Фолия"

20 Марта 2013

"Фолия" (или: "Folia d'Espagne" — инструментальные пьесы под этим названием писали Доменико Скарлатти, Арканджело Корелли и другие композиторы XVII—XVIII вв. ) — танец, исполняемый без партнера. Это символ человеческого существования. Чтобы включиться в танец, нужны зрители и даже другие танцующие, но каждый из них танцует в одиночестве, сам по себе. В обществе, куда Алексис был втянут (роскошь виллы миллионера Шарля Тремюла, гипноз славы бывших звезд футбола и мюзик- холла, странности Женевьевы, жены Тремюла, ищущей перед каждым новым приступом депрессии любовника, и т. п. ), меньше всего склонны к размышлениям.


Ответственными за "всеобщую живодерню" Виан выставляет генералов

20 Марта 2013

Ответственными за "всеобщую живодерню" Виан выставляет генералов (пьеса "Полдник для генералов"), по своему усмотрению, но всегда с удивительной тупостью решающих судьбы своей страны (эта пьеса носила некий пророческий характер: чтобы исправить пошатнувшееся экономическое положение, принимается решение объявить войну Алжиру). Не менее одиозны фигуры полицейских в творчестве Виана. Это они убили в "Пене дней" Шика, который не мог расплатиться с кредиторами; они же бесчинствуют на страницах рассказа "Прилежные ученики", посвященного ядовитому описанию того, как "прилежно" полицейские изучают садизм. Существует, однако, не только социальный, но и метафизический порядок, против которого также выступает Борис Виан.


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...