1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Психология

В "Замке тайной вечери"В "Замке тайной вечери" ротические образы и сексуальные картины выполнены без пошлости тех произведений, авторы которых заставляют как бы подглядывать в замочную скважину. Бернар Ноэль не был единственным писателем, сорвавшим в нача

20 Марта 2013

Обратим внимание на некоторые статьи "Словаря", на их особенную структуру. Карл Маркс представлен как ученый (философ, историк, революционер), но одновременно мы видим его как однолюба (преданного первой детской страсти), как верного друга, всегда готового прийти на помощь таланту, нуждающемуся в защите и поддержке. О Поле Лафарге мы узнаем и то, что он вместе с Жюлем Гедом основал рабочую партию Франции, и то, что он был врачом, потерявшим троих своих детей и потому разочаровавшимся в медицине, и то, что он был зятем К. Маркса.


Роже Гренье предпочитает строить повествование на полутонах

20 Марта 2013

Роже Гренье предпочитает строить повествование на полутонах и осевых, мировоззренческих метафорах. Такой метафорой является, например, в одном из произведений неразрывная связь Ангела с Дьяволом, а в другом — черный костюм Пьерро рядом с неестественно белыми прогулочными гондолами, что осмысляется как вывернутость наизнанку основных представлений о мире, невозможность оценить то или иное явление, следуя привычным категориям. Многие произведения Гренье расположены где-то между сюжетным повествованием (в котором главное все равно не цепочка эпизодов, а метафорический подтекст) и тем, что французская критика давно уже называет просто "текст" — без очерченного характера, без "события", где все дробится на отдельные психологические "пятна", подобно цветовым точкам на картинах пуантилистов, и где, только охватив книгу в целом, можно увидеть то, ради чего она создавалась. Утонченность прозы Гренье усиливается благодаря частому использованию музыкальных мотивов.


Жан, признавший перед смертью правоту Тома

20 Марта 2013

Жан, признавший перед смертью правоту Тома, оказывается не просто черствым догматиком, а глубоко трагической личностью. В извечном экзистенциальном споре, что предпочтительнее: роль жертвы или роль палача,— Шаброль, не углубляясь в онтологический анализ, безоговорочно встает на сторону жертвы. В романе Шаброля мы не найдем изображения внутренней жизни героев, их сложных духовных метаний, переживаний — все это остается за кадром повествования, герои говорят и действуют, а не размышляют.


Модиано любит материализовать метафоры

20 Марта 2013

Модиано любит материализовать метафоры: во время одной из таких поездок поезд метро останавливается на мосту Пасси между двумя берегами Сены, и герой впервые чувствует себя в безопасности на этой "ничейной земле", хочет, чтобы мгновение продлилось и он смог бы "раствориться в сумерках". Анализируя поведение" своего героя, Модиано пытается исследовать тип человека, порожденный эпохой, которая потребовала переоценки всех ценностей. "Время, в которое мы жили,— замечает рассказчик,— формировало исключительность — ив героизме, и в преступлении". Но романиста интересует человек не исключительный, а заурядный.


"Надо описывать улицу,— пояснял свои намерения Пьер Тильман

20 Марта 2013

"Надо описывать улицу,— пояснял свои намерения Пьер Тильман, которого критика охотно сравнивает с американским поэтом Алленом Гинзбер- гом. — Улица — своеобразный коллаж, бинт, наложенный на свежую или застаревшую рану. . . Воспроизвести все, что есть на стенах: афиши, анонсы, объявления о найме рабочей силы; воспроизводить вой полицейских сирен, описывать прохожих, машины, шум движения. Брать любой фрагмент реальности наугад". Марк Холоденко добавлял, что такая исходная позиция порождена желанием уменьшить "разрыв между жизнью и письмом"5. Мы слишком упорно повторяли, развивал эту мысль Б. Ноэль, "что письмо равнозначно смерти. Нет ли, однако, второго направления у поэзии, нет ли в ней аппетита к реальному?


Протест против монологических романов-исповедейПротестом против монологических романов-исповедей, где перепутано реальное и кажущееся, звучат строки "Книги бегств": "Довольно бреда. Теперь нужны только факты, только имена, точные места и точные цифры. Кар

20 Марта 2013

Роману "Гиганты" предшествовало путешествие писателя к индейцам Американского континента, открытие совсем другого мира. Книги впечатлений — "Hai" (1971), "Три святых города" (1980), издание переводов с языка майя, рецензии на книги о цивилизации ацтеков — все свидетельствовало не о поверхностном, а о глубоком увлечении. Цивилизацию Запада Леклезио называет цивилизацией замкнутых, глухих стен, засовов, запретов. Цивилизацию индейских племен — братством открытых дверей, без замков, без ловушек. "Я открыл для себя народ поистине утонченный и терпимый при внешней примитивности"6. Впоследствии Леклезио вспоминал, что, вырастая в двуязычной семье, он выбрал себе французский язык. "И это был не просто эстетический выбор.


Цикл о Мегре

20 Марта 2013

Цикл о Мегре (первый роман вышел в 1929 г. , последний — "Мегре и господин Шарль" — в 1972-м) составляет треть от общего количества романов Сименона. Другие, которые сам Сименон называл "трудными", создавались в те же годы, и в них обстоятельно разработан мотив причинной зависимости человеческого характера от среды ("Завещание Донадье", 1937, "Старший из Фершо", 1945, "Грязный снег", 1948, "Колокола Бисетра", 1962, "Богач", 1970, "Стеклянная клетка", 1973). Эта закономерность, художественной убедительностью воплощения которой Сименон восхищался, читая Стендаля, Толстого, становится основной его заботой при создании "трудных" романов. Хотя сам Сименон предпочитал отличать детективные свои романы от "трудных", объединяет их, бесспорно, интерес к демонстрации психологической доминанты характера, сформированного условиями, жизненным опытом. И это позволяет Сименону иметь свое, особое, место в русле детективной литературы.


Земля обетованная, куда так стремится поэт

20 Марта 2013

Земля обетованная, куда так стремится поэт, оказывается здесь, рядом, это та земля, на которой мы живем, хотя эта близость и кажущаяся досягаемость не делают путь к ней менее тернистым и извилистым, ибо земля священная — это еще и наша душа. Измученность молчанием и отсутствием Бога не лишает поэта мужества, не отнимает у него желания услышать и передать нам предзнаменования покоя и радости. Для понимания мировоззрения Ренара, его духовной и поэтической эволюции чрезвычайно важны содержащиеся в сборнике размышления о судьбе человека на ждущей своего часа земле. Человек, превращаясь в другого, открываясь другому, познает себя, приближается к своему "я", к себе самому.


В образе Антиноя запечатлен мифологический архетип

20 Марта 2013

В образе Антиноя запечатлен мифологический архетип умирающего и воскресающего бога (Дионис, Бальдр, Осирис, Адонис, Аттис). В тексте Антиной уподобляется Осирису — "не случайно час и день этой кончины совпали с датой сошествия Осириса в могилу". Его тело, как и Осириса, находят в реке; эмблема Осириса и Гора — сокол, царственная птица, был ранее принесен в жертву Адриану. Антиною с самого начала сопутствуют и другие символы Осириса — весна, возрождение природы, атрибутика охоты и земледелия.


Достаточно вспомнить анкеты и дискуссии по темам

20 Марта 2013

Достаточно вспомнить анкеты и дискуссии по темам "Литература и общество" (1975), "Текст в свете теории" (1978), "Роль интеллигенции в общественной жизни. От дела Дрейфуса до наших дней" (1987), "Положение литературы, книги, писателя" (1976), антологию статей "Ангажированные писатели" (1978) или коллективный труд "Французское общество 1914— 1970 гг. сквозь призму литературы". Серьезной переоценке подверглись многие аспекты культуры авангарда.


Острее ощущается писателем разрыв между огромными духовными

20 Марта 2013

Тем острее ощущается писателем разрыв между огромными духовными возможностями трудящегося человека и их реальным воплощением. Дальнейшая историческая эволюция Шаброля показывает, насколько "своим" считает писатель дело защиты интересов людей труда. Как к живительному источнику припадает он к народной культуре, находящейся на грани исчезновения. Об этом его книги "Отчаяние Севенн" (1972) и "Каминарем" (1978, в соавторстве с К. Марти). "Дикой природы — мечты горожанина — больше не существует даже в горах, каждый кустик кому-то принадлежит, кому-то служит, в крайнем случае — государству. Раньше в Севеннах добывали уголь.


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...