1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Слова соединяются пучками семантических связей

Пересечение границы изменяет статус действующего лица, сюжет совпадает с маршрутом. В следующем после "Проекта революции. . . " романе, "Топологии города-призрака", пространство становится главным структурным элементом, само творит действие (персонажи распределены по "порождающим ячейкам" — камерам). В произведениях Роб-Грийе все события происходят в городе или на острове, отрезанном от всего мира, замкнутом в самом себе (явный мифологический прообраз — царство смерти). Действие параллельно (или последовательно) развивается в похожих друг на друга зданиях: полупустой дом — тюрьма — кладбище — храм — театр — кафе — магазин — отель — музей (двор, заваленный вещами).

Горизонтальную организацию пространства можно представить в виде трех концентрических кругов: комната—центр мира; дом и коридоры; город и улицы, кольцо бульваров, море. Поэтому движение по улицам и коридорам может продолжаться бесконечно — ведь оно идет по кругу. Наоборот, войдя в комнату, герой нарушает границу и может перенестись в другое здание на противоположном конце города. Центральная точка мира — зеркало, в котором отражается окно (т. е. весь город через окно втягивается внутрь комнаты). Мир Роб-Грийе превращается в кольцеобразный лабиринт зеркал, создающих добавочное пространство.

В этой функции используются не только реальные зеркала, но и картины, фотографии, скульптуры, афиши, магнитофонные записи, кинофильмы, книги (так, героиня может читать роман, в котором описываются происходящие с ней события). В вертикальном разрезе пространство представляет собой огромный дом, фундамент которого глубоко ушел в землю, а вместо крыши — небо (мифологический прообраз — мировое древо). Сверху вниз: подвал пыток, огонь; театр, музей, тюрьма; видимый пейзаж, вода (потоп).

При соотнесении вертикальных и горизонтальных пластов мы получаем последовательность вложенных друг в друга миров (серия матрешек, отличающихся размером и окраской, но не формой). Такой тип пространственной организации мира прямо соотносится с основным художественным приемом Роб- Грийе: самодублирование текста на всех уровнях.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...