1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эстетика

Беккетовское понимание бытия

20 Марта 2013

Беккетовское понимание бытия, которое интересует писателя в сугубо метафизическом аспекте, перекликается с теми направлениями современной философии, которые восходят к концепциям Кьеркегора, Хайдеггера. По мнению многих исследователей творчества Беккета, такие категории, как "существование (экзистенция) -в-мире", "существование-в-направленности- к-смерти", "заброшенность-в-мир", "подлинное" и "неподлинное" существование, "беспокойство", "ничто" и т. д. , выдвинутые Хайдеггером, претворились у Беккета в художественную материю. Различима в его произведениях и определенная связь с идеями экзистенциализма, хотя ряд существенных положений последнего, например, категории ответственности индивида или выбора, вообще не встречается у него. Этот философский контекст реализуется у Беккета не в социальном, историческом, идеологическом или даже психологическом анализе мира и человека.


"Странное одиночество"

20 Марта 2013

Вычеркнув в 70-е годы из своей библиографии "Странное одиночество" и "Парк", Соллерс склонен начинать свое творчество романом "Драма" (1965), написанным в принципиально иной манере. За ним последовали произведения, которые сам писатель упорно называет романами, хотя ничего общего они с этим жанром не имеют: "Числа" (1968), "Законы" (1968), "Аш" ("Н", 1973), "Рай" (1981). Это образцы формального экспериментаторства, где оспариваются основы повествовательной прозы. Затем, словно исчерпав все возможности подобного эксперимента, Соллерс возвращается к некоторым традиционным приемам повествования и публикует романы "Женщины" (1983) и "Портрет игрока" (1985), эпатирующие читателя не столько формальными новшествами, сколько тематикой. В формировании Соллерса-писателя решающую роль сыграл Ролан Барт.


Парадоксальные рассуждения проецируются в романе

20 Марта 2013

Эти парадоксальные рассуждения проецируются в романе на современную неблагополучную экологическую ситуацию. Шаброль пишет об экологическом кризисе в самом широком смысле, имея в виду не только экологию природы, но и экологию человека, экологию культуры: "Севенны — мертвая страна. Можно сколько угодно говорить о ее возрождении, о развитии новых отраслей промышленности, туризма и других забав для простофиль, но невольно впадаешь при этом в тон, принятый на похоронах.


Читателю предлагается цепь микроэпизодов

20 Марта 2013

Читателю предлагается цепь микроэпизодов, и он сам должен выбрать правила чтения текста: следить ли ему за композицией — за эволюцией тропизмов, за тем, как они волшебно преображают мир, превращают одно в другое, протягивают внутренние ассоциативные связи (обустройство квартиры и выбор писательницей нужных слов рисуются в "Планетарии" одинаково), как они оказываются бессильны познать мир и гибнут, или, наоборот, торжествуют? Или, не пытаясь тягаться с автором, спуститься на уровень персонажа, восстановить происшествия по их следам в сознании героев, превратив "новый роман" во вполне традиционный. Если Роб-Грийе и провоцирует подобное прочтение, и препятствует ему, насыщая текст внутренними противоречиями, то для романов Саррот 40—50-х годов ("Портрет неизвестного", "Мартеро", "Планетарий") эта операция и возможна, и желательна. Но она не столь проста, как кажется на первый взгляд.


Обманывают потому, что действительность не удовлетворяет

20 Марта 2013

Обманывают потому, что действительность не удовлетворяет, и хотят, чтобы вещи были бы иными, нежели они есть, потому что стремятся приблизиться к иллюзиям, без которых существование было бы невыносимым. Обманывают, чтобы противопоставить внешнему миру требование чувства. "Чтение — это магическая операция, благодаря которой мы живем иными приключениями, более красивыми или более трагическими, чем те, что нам оставляет каждодневная жизнь. Если роман нас так соблазняет, то он приносит удовлетворение этим старым желаниям".


Ведомый автором он хотел "заполнить ров" между собой и читателем

20 Марта 2013

Ведомый автором, он хотел бы "заполнить ров" между собой и читателем "не точно выписанными деталями, а симпатией, захватывающей в свою орбиту и юмор, и наивность". Понятие "симпатии", возникающей между писателем и читателем, лежит вне сферы экзистенциалистской философии, эстетики. Леклезио же возвращался к нему неоднократно, что значительно меняло ту тональность философии абсурда и отчаяния, которая характерна для его книг 60-х годов. Своеобразно складывались на практике и отношения Леклезио с "новым романом". Многие из упреков, обращенных к "традиционному повествованию", Леклезио повторял охотно и убежденно, не испытывая, как говорилось выше, потребности их развивать, акцентировать, аргументировать.


Выйти за его рамки можно несколькими путями

20 Марта 2013

Выйти за его рамки можно несколькими путями. Наиболее радикальное оружие, разрушающее литературную запрограммированность,— самоирония, смех. Как известно, Христос не смеялся; проповедь должна быть серьезной. Шутка вносит в мир игровое начало, и понятие предопределения исчезает, ничто не окончательно, ничто не однозначно. Другой вариант: постараться объяснить небесную механику без вмешательства божественного часовщика ("я не нуждался в этой гипотезе", как гордо заявил французский математик).


Приглашенный преподавать на театральном отделении

20 Марта 2013

Приглашенный преподавать на театральном отделении Института искусств средств массовой коммуникации (Инститю дез ар де диффюзьон, сокращенно И. А. Д. ) при Лувенском университете, Гатти решает приступить к практическим занятиям со студентами первых трех курсов, поставить с ними спектакль. В качестве будущего "театрального помещения" выбирается заброшенный завод Раскине в Брюсселе, в качестве отправного сюжетного момента — история жизни и борьбы известного лидера анархистов в период гражданской войны в Испании Дуррути. . . "Пережить заново борьбу Дуррути, рабочего-металлиста, этого человека, знавшего лишь завод и тюрьму, можно лишь на заводе или в тюрьме, перенести эту историю в театральный зал значило бы убить все"15,— говорил Гатти. Своеобразным продолжением "Колонны Дуррути" явился показанный на Авиньонском фестивале 1974 г. спектакль "Против чего воюет племя Карка- на?". Он был создан как отклик на казнь в Барселоне в марте 1974 г. Сальвадора Пюиж Антиша и прославлял образ "революционного борца", прототипами которого были кроме Антиша известные анархисты периода гражданской войны в Испании Буэнавентура Дуррути и Рамон Каркана.


В статьях Жан-Поля Сартра

20 Марта 2013

В статьях Жан-Поля Сартра, опубликованных в 1947 г. под общим названием "Что такое литература?", решительный поворот был оформлен понятиями situe, historicite — т. е. принадлежности истории, включенности в исторический поток. Именно это предстояло выразить современному роману, роману "крайних ситуаций", "глобальных обстоятельств". Находясь в центре "исторического циклона", романист должен отбросить литературную технику стабилизированного общества. Французы не вдохновляли Сартра — он напомнил о примере Франца Кафки и американских романистов.


Трехтысячелетнее или более развитие европейского искусства

20 Марта 2013

Опыт учит, что за трехтысячелетнее или более развитие европейского искусства, при известной устойчивости главенства выразительного начала, например, в таких искусствах, как инструментальная музыка, лирика, или, напротив,— изобразительного — в таких, как живопись и эпос, искусство и литература в целом знали несколько переходов (точнее: четыре) от эр господства выразительности к эрам господства изобразительности, и наоборот. Так было в Греции VIII—VI вв. до н. э. , раньше у Гомера, позже в скульптуре, при переходе от архаики к классическому искусству, затем обратно — к упадку изобразительности и господству выразительности в III—XIII вв. в палеохристианском, раннехристианском и романском искусстве. Переходом к новой эре становится готика.


70-е годы внесли новый акцент в творчество БеккетаИзменения коснулись и прозы, и драматургии. Они возвестили о себе напором лирической стихии, еще более размывшей повествовательное начало и, по существу, вытеснившей комическое. Произведения, написанные в

20 Марта 2013

Смысл с одержимостью осуществляемого писателем обнажения основ заключен в достижении предельно обобщенного концепта действительности. Понять его своеобразие помогает определение, которое дает Поль Валери специфическому понятию "тоска жизни", независимо от того, был знаком Беккет с этим высказыванием или нет. Валери подразумевал под ней "тоску совершенную, тоску чистую — тоску, чей источник не в горе, не в немощи, ту, что уживается с самым счастливым на вид уделом,— одним словом, такую тоску, у которой нет иного содержания, кроме самой жизни, и нет иной причины, кроме ясновидения живущего.


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...