1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’ОбиньеТеодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон. Некоторые исследователи сравнивают масштаб Агриппы д’Обинье-поэта с вкладом в поэзию Шекспира и Мильтона.

Биография

Сын юриста Жана д’Обинье, сеньора де Бри. «Мать его умерла в родах, он был воспитан кальвинистом-отцом в духе строгого служения вере». Учился в Париже у гуманиста Матьё Бероальда. В 1562 году, когда гугеноты были изгнаны из города, вместе со своим наставником бежал в занятый реформатами Орлеан. В 1565 учился в протестантском коллеже в Женеве у Теодора де Беза. В 1568 тайком покинул Бероальда, изготовив веревку из простыней, и примкнул к войску гугенотов.

Участие в религиозных войнах

Поступил на службу к Генриху Наваррскому. Ушел из Парижа за три дня до начала Варфоломеевской ночи. Вернулся ко двору в 1573, назначен королевским конюшим. Участвовал во многих сражениях, в том числе при Жарнаке и Монконтуре в 1569, при Кутра в 1587 и под Иври в 1590. Воевал в общей сложности тридцать лет; когда Генрих стал королём Франции, Агриппа д’Обинье взял в руки перо и ещё тридцать лет писал, оставив мемуары и художественную поэму о своём времени.

Творчество

Литературное творчество Агриппы д’Обинье обширно и разнообразно; как указывал в 2001 г. исследователь Г. Шренк, «полный список его сочинений ещё только предстоит составить».

«Весна»

Книга «Весна» (Le Printemps) включает в себя подборку стансов, од и сонетов: последние объединены в цикл «Гекатомба Диане» (L’Hécatombe à Diane, опубликован в 1874 г.), работа над которым началась ещё в 1571 году и продолжалась вплоть до 1620-х годов..

«Гекатомба Диане» включает сто сонетов, выдержанных в духе петраркизма и посвященных возлюбленной поэта в 1571—1573 годах Диане Сальвиати, племяннице Кассандры — возлюбленной Пьера Ронсара. Подражая в структурном отношении «Книге песен», воссоздавая портрет возлюбленной в соответствии с каноном Петрарки, Д’Обинье по существу устраняет подробно артикулированную итальянским поэтом философию любви и всецело сосредотачивается на двойственности чувства, «будучи раздираем между любовью и страданием». Трагический пафос «Весны», где Петрарка оказывается в значительной мере скорректирован кровавой поэтикой в духе Сенеки и библейской образностью, заметно отличает книгу от других памятников французского петраркизма.

Как указывал Ю. Б. Виппер, сонеты и особенно стансы Агриппы д’Обинье по своей интонации отличаются от аналогичных сочинений поэтов Плеяды и скорее перекликаются с творчеством Дю Бартаса:

В отличие от присущего Плеяде тяготения к гармонии и соразмерности, здесь, наоборот, все преисполнено дисгармонии и чувства безмерности. Большинство стансов пронизано яростным, доходящим до степени пароксизма отчаянием. Отчаяние Агриппы принимает космический характер: оно перерастает в ощущение разлада с миром, окрашивает все восприятие поэтом действительности, побуждает его упиваться картинами гибели, упадка, тления, то и дело преображается в фантастические видения. Вторая своеобразная особенность стансов — это невиданный ранее динамизм в передаче чувств и их движения. Эмоции Агриппы изливаются в виде потока, порождая необычайную, спонтанную и мощную стремительность ритма.

«Трагические поэмы»

Наиболее известным сочинением Агриппы д’Обинье являются «Трагические поэмы» («Les Tragiques», опубл. под псевдонимом-криптонимом L.B.D.D. в 1616; книга снискала успех и была переиздана в 1630). Вероятная дата начала работы над книгой — 1577 год. «Трагические поэмы» состоят из 9302 стихов, разделённых на семь частей (книг). В книгах I—III описываются невзгоды гражданской войны во Франции и содержатся отталкивающие портреты Генриха III и Екатерины Медичи. Начиная с книги IV масштаб происходящего приобретает космический характер; поэт описывает деяния Святых, затем возвращается к военным достижениям протестантов, но уже как бы осененных Божественным началом. Последние две книги носят дидактический характер; поэму венчает явление Иисуса-Мстителя и Страшный Суд.

Стиль поэмы

Трагический пафос поэмы, художественный стиль, отмеченный чертами барокко, гражданская позиция автора, не скрывающего «пристрастности», свидетельствуют о вершине и закате гуманистической литературы эпохи Возрождения. Агриппа д’Обинье опирается на жанр героической поэмы, признанный поэтами Плеяды, включая Ронсара, но придаёт ему особую мировоззренческую напряжённость и патетику. Среди источников поэта — «Гимны» и «Рассуждения» Ронсара, Лукан, Овидий, Ювенал, Платон, Тассо, сочинения Отцов Церкви.

Д’Обинье, стремясь запечатлеть в сознании читателя страшную картину страны, охваченной чумой и голодом, казнями и кровью, нагнетает трагические и конвульсивные образы: Франция — страдающая мать, чью грудь раздирают ее сыновья; Франция, уподобленная гиганту, потерявшему свою прежнюю силу, чьи ноги, больные сухоткой, уже не могут держать могучее тело; смерть, собирающая свою страшную жатву; реки со вздувающейся кровавой пеной и т. д.

Проза

Агриппе д’Обинье принадлежит также своеобразно трактующая традицию плутовского романа и вместе с тем предвосхищающая распространённый в XVII веке жанр «комического романа» книга «Приключения барона де Фенеста» (Les Aventures du baron de Faeneste, перые две книги вышли в 1617 году, третья в 1619, четвертая в 1630). По словам А. Д. Михайлова, «это, бесспорно, произведение итоговое. Здесь взгляд автора на мир, его жизненная и попросту житейская философия выражены с наибольшей прямотой, но выражены не агрессивно или хотя бы наступательно, а в известной мере примиренно с действительностью». Кроме того, Д’Обинье является автором незавершённого монументального трактата «Всеобщая история» (Histoire universelle, первый том вышел в 1618), охватывающего события французской и (в меньшей степени) европейской истории второй половины XVI века.

Преимущественное внимание здесь уделено деятельности протестантов и роли самого автора в происходивших событиях; Агриппа Д’Обинье затрагивает также политику Рима, Испании, Англии, Турции и России. Д’Обинье написал также несколько циркулировавших в рукописях религиозно-политических памфлетов, в том числе «Католическое вероисповедание сьёра де Санси» (La Confession catholique du sieur de Sancy, 1597, опубл. 1660), где едко высмеивается перешедший в католицизм видный политический деятель и дипломат Никола де Арлэ, сьёр де Санси.

Впервые опубликованная в 1729 году и представляющая собой своего рода дополнение к «Всеобщей истории» автобиографическая книга «Жизнь, рассказанная его детям» (Sa Vie a ses enfants, 16171630) содержит ценный материал по истории гражданских войн во Франции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шуази Франсуа

Шуази́, Франсуа-Тимолеон де (François-Timoléon de Choisy, 16 августа 1644, Париж – 2 октября 1724, Париж), французский писатель, священнослужитель, известный трансвестит; возможно, транссексуал. Член Французской академии с 1687 г. Биография По материнской линии...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...