1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Философия

Новороманное письмо овеществило людейПоказывая мир как серию "мгновенных снимков", писатель останавливал движение, персонажи превращались и в манекены, картины, статуи, ничем не отличаясь от "кофейника, стоящего на столе" (его описанием открывается сб. "М

20 Марта 2013

Эта двойственная природа книги проистекает оттого, что те приемы построения произведения, которые позднее Роб-Грийе будет нарочно обнажать, делать конструктивными элементами, здесь спрятаны, производят суггестивное воздействие на читателей. Книга целиком держится на внутренних связях и потому кажется шедевром аскетичности, самоограничения. Подобные "зрительные" описания (чем подробнее, тем фантастичнее, писал Роб-Грийе о Кафке) коррелируются впервые тщательно разработанным звуковым рядом (пение негров, падение ящериц, стрекотание саранчи, шум мотора). Мини-эпизоды (причесывание, убиение сороконожки, еда, обсуждение романа, рассматривание фотографии), связанные между собой семантическими рифмами, в отличие от "Соглядатая", не только отсылают к центральному (отсутствующему) эротическому эпизоду, но и отражают, как в зеркале, сам текст, его построение, творят его.


Сандер, впрочем, охотно соглашается с этим мнением — французов

20 Марта 2013

Сандер, впрочем, охотно соглашается с этим мнением — французов Сандер не желает защищать,— и его цинизм только подливает масла в огонь: немка продолжает, пытаясь вызвать в нем бешенство: "Мой отец был офицером Рейхсвера. Таких французов, как вы, он подбирал тысячами на ваших поганых дорогах. Затем их заставляли работать на фермах.


Бернар Клавель знает и изучает нрав животных

20 Марта 2013

Бернар Клавель знает и изучает нрав животных, их инстинкты и тайную жизнь. В серию "Северное царство" входит замечательный роман "Амарок" (1987), главным героем которого становится собака. По лесу, а потом по тундре бегут запряженные собаками упряжки.

Знакомый по роману "Гаррикана" траппер Рауль Робийяр пытается уйти от преследующей его полиции. И ни за что бы ему не оторваться от нее, если бы не сильная, выносливая, преданная своему хозяину собака Амарок. Благодаря дружбе с животным Рауль побеждает многие вставшие перед ним преграды. Скрепляющей линией романа становится само движение, бег по заснеженной земле в сторону моря.


Мальро не оставил специальных работ об эссе

20 Марта 2013

Мальро не оставил специальных работ об эссе, но замечания о возможностях жанра рассыпаны на многих страницах его послевоенной прозы. Признавая несовершенство своего первого романа, в авторском послесловии к "Завоевателям" он говорит, что идеи книги яснее разработаны в "Психологии искусства". Переключение от романа к эссе естественно прежде всего потому, что в "Завоевателях", "Уделе человеческом", "Надежде", как справедливо подмечает Б. Фиш, "посредничество между читателем и романным действием доверено авторскому взгляду и авторскому слуху". Поскольку видение писателя не бывает всесторонним и непременно предполагает определенный угол зрения, высокий коэффициент деформации принят Мальро как данность, тогда как заложенное в художественной системе романа многоголосье воспринимается им едва ли не главной трудностью обработки материала.


На протяжении двадцатилетнего творческого пути

20 Марта 2013

На протяжении двадцатилетнего творческого пути Модиано никогда не оставляло внимание критики, он является лауреатом, кажется, всех возможных литературных премий, включая Гонкуровскую, присужденную ему в 1978 г. за творчество в целом. В начале 80-х годов он был назван "самым прекрасным, самым необычным и, бесспорно, самым талантливым из молодых французских писателей". Конечно, восхищение не было всеобщим, и Модиано приветствовала прежде всего критика, видевшая в нем ниспровергателя канонов неоавангардистского романа.


Действительно, к человеку как центру бытия

20 Марта 2013

Действительно, к человеку как центру бытия, к ценности неповторимой человеческой личности возвращается Н. Саррот, автор книг "Детство" и "Ты себя не любишь"; к утверждению возможности гармонии в человеческих отношениях приходит Леклезио; человеческой памяти, этой основе самосознания личности, посвящает свои романы Патрик Модиано; по-новому, психологически более убедительно и глубоко, утверждают приоритет личности писатели, отстаивающие гуманизм и помощь человеку в его борьбе за свое достоинство как главную цель литературы,— Арагон и Веркор, Роблес и Гренье, Кейроль, Жубер и многие другие; оспаривают "исчезновение" человека (тезис, который объединял "новый роман" с первым поколением "гусаров") "новые гусары" — как почтенного возраста (Ф. Нурисье), так и юного (Патрик Бессон). Веркор, возражая автору "теории генераторов", призывал ставить вопрос не о художественной форме, а о человеке. Вопрос о форме, вопреки такому заявлению, все-таки был литературой поставлен и принес в основном благодатные плоды; но вопрос о человеке, вопреки советам Рикарду, не был снят с повестки дня — и это дало литературе возможность выстоять, сохранить читателя и свою роль в движении общественного сознания. Одним из доказательств растущего интереса литературы к общественным проблемам (в каких бы эстетических формах этот интерес ни преломлялся) можно считать возрождение жанра исторического романа.


За прошедшие с тех пор двадцать лет Турнье

20 Марта 2013

За прошедшие с тех пор двадцать лет Турнье опубликовал три романа — "Метеоры" (1975), "Гаспар, Мельхиор и Балтазар" (1980), "Золотая капля" (1985); повесть "Жиль и Жанна" (1983), три сборника новелл. Писатель опубликовал также своеобразное эссе о себе самом — "Ветер-утешитель" (1977), содержащее воспоминания и толкования собственных произведений, и том литературно-критических работ "Полет вампира" (1982). Турнье много пишет для детей, а роман "Пятница, или Лимб Тихого океана" он переделал для детского чтения, озаглавив его "Пятница, или Жизнь дикаря" (1975).


В 70—80-е годы превратил свою жизнь в произведение искусства

20 Марта 2013

В десятитомной дневниковой эпопее "Неподвижное время" и примыкающих к ней книгах (писатель несколько раз менял структуру цикла) он стал монтировать записи, которые вел долгие годы. Он создал связные повествования о своем отце, Франсуа Мориаке, о генерале де Голле, чьим секретарем он был, о писателях и философах, с которыми дружил, о детстве, о таинственных потусторонних явлениях. В этом новом литературном жанре сталкиваются заметки разных лет, сделанные не только автором, но и его отцом и дедом, сегодняшние комментарии, отрывки из книг, письма; пере-крещиваются взгляды из прошлого и настоящего. Логика мысли, сюжета подчиняет себе время.


Год спустя после выхода книги "Во что я верю"

20 Марта 2013

Год спустя после выхода книги "Во что я верю" писатель публикует повесть "И огонь пожирает огонь" (1978, рус. пер. 1980, 1989). Драма личностных отношений — постоянный объект его пристального внимания и тщательного исследования — раскрывается здесь в тесной зависимости от трагических социальных событий и на их фоне.


В романе "Вы слышите их?"

20 Марта 2013

В романе "Вы слышите их?" (1972) это превращение стилистического "репрессивного" кода в сюжет произведения дополняется подобным изменением образа кумира ("сакральные", "культурные" тропы). Традиционалист- отец неожиданно чувствует себя потерянным, столкнувшись с молодыми бунтарями, своими детьми (разумеется, они ничего не делают — лишь сверху доносится шум голосов, смех детей и их друзей)7. "Они" становятся суммой отдельных "я", изъясняются уже не "общими местами", а тропизма- ми (оружием разрушения людей и мира), и обычный, среднестатистический "он" оказывается страшно одиноким в их толпе. Неустойчивость, непредсказуемость мира причиняет ему боль, ввергает в состояние психического дискомфорта.


Поставив перед собой задачу изучения и объяснения продуктов

20 Марта 2013

Поставив перед собой задачу изучения и объяснения тех продуктов духовной деятельности человека, которые могут проявляться в языке, понятиях и законах науки, французские структуралисты стремились к внелично- стной, объективированной их интерпретации, вытесняющей субъективизм и волюнтаризм, дотоле господствовавшие во многих отраслях гуманитарных наук. Отсюда — задача изучения не индивидуального творчества и не индивидуального восприятия, а объективных и безличностных структур, определяющих любой акт индивидуального творчества и восприятия. Эти неорационалистические тенденции в развитии гуманитарных наук вполне отвечали тому духу сциентизма, который проявлялся не только в попытках отвести культуре второстепенное место в жизни общества, о чем уже говорилось, но и в попытках сделать "научной" художественную деятельность и другие проявления гуманитарной культуры19. Одним из важнейших шагов в этом процессе структуралисты считали освобождение от антропоцентристских схем.


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...