1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Традиции

Имя Кено давно ассоциировалось с реформой литературного языка

18 Марта 2013

Кено заявил о необходимости реформы всей системы литературной речи еще в конце 30-х годов и отстаивал необходимость ее позднее. Его считали "лидером языковой реформы, поставившим под вопрос саму суть языка". В 1958 г. вышел из печати роман Р. Кено "Зази в метро" — блестящий эксперимент использования народного арго в жанре социально-авантюрного повествования.


Жюль Ромен

17 Марта 2013

Жюль Ромен (псевд. Луи Фаригуля, 1885—1972) завершил 27-томный роман "Люди доброй воли" в 1946 г. Замысел гигантской серии состоял в том, чтобы изменить "видение современного мира", выйти за пределы "видения мира, сосредоточенного на индивидууме". Роман "Сын Жерфаньо- на" (1956) читается как эпилог многотомного цикла, тем паче что этот роман представляет собой воспоминания сына главного персонажа "Людей доброй воли". Некоторые из высказанных героем идей буквально совпадают с идеями автора, иные принадлежат только персонажу, человеку правых убеждений, ненавидевшему Народный фронт и "Советы", с особенным вкусом, по обывательски интерпретирующего Зигмунда Фрейда и создающего щекочущие нервы эротические сюжеты.


Сюжетообразующим фактором становятся не только время и пространство

17 Марта 2013

Сюжетообразующим фактором становятся не только время и пространство, но и стиль. Не просто увеличивается число метафор (с которыми — в теории! — вел борьбу Роб-Грийе): "пальцы ветра", "вода времени", "вода взгляда", "пепел дней", "волна адского смеха", "хлеб терпения" — они начинают развертываться, походить на скальдические кенинги ("И вот опять дождь угрюмо, неутомимо стучит в окна, точа и тратя мою смелость, губит вечер своей иронией"). Этот прием, характерный для стихов Бютора 60—70- х годов, подчеркивает использование поэтических принципов организации прозаического текста.


В последние два десятилетия

17 Марта 2013

В последние два десятилетия Мишо перешел скорее к анализу того, что им создано, к размышлениям о своеобразии своей художественной речи в контексте поэтического опыта XX в. . Основные страницы литературы XX в. не назовешь жизнерадостными. Но из всех зловещих предсказаний предсказания Анри Мишо самые мрачные. Такой остроты идиосинкразии к миру не демонстрировал никто. Мишо сближают с Кафкой, но напрашивается сопоставление и с живописью — с Гойей, Босхом, тем более что и сам Мишо много времени отдавал рисунку, графике, не раз выставлял свои работы. Если принять как программное заявление Мишо "Я не хочу "воспроизводить" ничего из того, что есть в мире"2, то картины наваждений объяснимы не только галлюцинаторным восприятием действительности, но и этой сознательно поставленной задачей.


Все эти столь разные стихии и синтезированы в книге "Слова"

17 Марта 2013

Все эти столь разные стихии и синтезированы в книге "Слова". Здесь есть и "фактографические" эскизы, свободные от всякого метафорического подтекста ("Скоромное утро", в рус. пер. — "Голодное утро", "Хорошая погода", "Потерянное время", "Утренний завтрак"), и лирические аллегории ("Красная лошадка", "Аликанте", "Песня тюремщика", "Словно чудом", "Разбитое зеркало"), и фантастические, абсурдные истории ("Ловля кита", "Происшествия", "История лошади", "Возвращение на родину", "Великие открытия"), и написанные в традиционной манере песни о любви ("Опавшие листья", "Для тебя". "Песня человека", "Движущиеся пески", "Влюбленные дети"). В таком удивлении перед возможностью хотя бы мимолетного счастья уже голос XX в. , тревожного, нестабильного, держащего человека в постоянном страхе за завтрашний день.


В восемнадцать лет он поступает на службу к парижскому издателю

17 Марта 2013

В восемнадцать лет он поступает на службу к парижскому издателю Дуайону, обращает на себя внимание как на толкового и инициативного сотрудника, заводит полезные связи и начинает печататься. В 1920 г. он женится на молодой журналистке Кларе Гольдсмит, разделявшей с ним жизнь вплоть до разрыва в 1943 г. В своих воспоминаниях, первый том которых назван "Наши двадцать лет", Клара Мальро рассказывает о начале творческого пути и юношеских пристрастиях Мальро: его волнуют Ницше и Достоевский, испанская живопись — Эль Греко, Веласкес, Гойя и Тулуз Лот- рек. Но особенно близкой Мальро оказывается современность. В книге жены Мальро среди общих знакомых мелькают имена Марка Шагала и его музы Беллы, родоначальника кубизма в скульптуре Александра Архипенко и Макса Жакоба, которого Андре Мальро считает самым интеллектуальным из поэтов. Лирические сборники Жакоба, его мемуары, иллюстрации Пикассо к вышедшей в 1921 г. книге "Король Беотии" представляются Мальро подлинными шедеврами.


"Портрет неизвестного" написанный в 1947 г.

16 Марта 2013

"Портрет неизвестного", написанный в 1947 г. и с большим трудом опубликованный годом позже, Жан-Поль Сартр определил как метафизический детектив, художественное исследование сущности человека. Он не без оснований прочитал роман как литературную проекцию собственных философских концепций. Герой книги, рассказчик ("я"), рисуется автором как болезненное, нервное существо, исключение из правил. Он следит — больше в воображении, чем в реальности,— за скупым стариком и его дочерью, хочет проникнуть в их внутренний мир, пробить твердую оболочку клише, ходячих представлений. Он как бы заново переписывает "Евгению Гранде", ищет и отбрасывает различные литературные параллели — рассказчик, творец "нового романа", чувствуя свою неуверенность, ищет в традиции точки опоры.


Став посредником, показывая читателю души своих героев

16 Марта 2013

Став посредником, показывая читателю души своих героев, Творец низводит себя до роли Хромого беса, Асмодея, снимавшего для студента Клеофаста крыши с домов, дабы продемонстрировать ему подоплеку событий. Это сравнение Жан-Поль Сартр в статье "Господин Франсуа Мориак и свобода" (1939) сделал не случайно — о нем напомнил сам Мориак пьесой "Асмодей" (1937). Сартр опровергает идейные принципы романиста через анализ его поэтики, безжалостно обрушиваясь на повествовательную технику, при которой автор показывает героя одновременно изнутри и снаружи, даже в пределах одной фразы.


Между "Колонной Дуррути"

16 Марта 2013

Между "Колонной Дуррути" и "Против чего воюет племя Каркана?" Гатти успел осуществить эксперимент, к которому он давно стремился и о котором он рассказал известному бельгийскому театральному деятелю Арма- ну Делькампу в связи с публикацией материалов о "Колонне Дуррути" в журнале "Травай театраль". "Мы хотим,— сказал тогда Гатти,— взорвать привычное представление о спектакле и играть там, где нас захотят принять: на спортивных площадках, во дворах, в гаражах, в квартирах и бистро. . . "19. В основе эксперимента Гатти лежало своеобразное утопическое стремление создать "театр для всех", но в этом "все" прежде всего для него была важна та, большая, часть населения любой из западноевропейских стран, которая практически от театра отторгнута. С сентября 1972 г. по май 1973 г. он проводит эксперимент20 в бельгийской провинции Брабарнт, причем в валлонской, т. е. наиболее индустриально и культурно отсталой, ее части. Гатти и его ученики "вышли в народ", стремясь пробудить в нем дух творчества, помочь жителям Брабарнта рассказать о том, чем они живут и что их волнует. Параллельно с поисками новых театральных форм и нового театрального языка Гатти пишет пьесу, которая представляет собой своеобразное скрещение художественных принципов его "домайской", драматургии с "послемайской" политической платформой.


Путь подвига, который в "Чуме" кажется естественным

16 Марта 2013

Путь подвига, который в "Чуме" кажется естественным, в "Падении" становится недосягаемым. Совесть выгнала Кламанса из Парижа, разорвала его связи с привычным кругом людей и дел, но она не смогла сломать эгоистическую структуру его личности, принеся ему лишь возможность грешить, не возводя греха в добродетель, и разоблачать "праведников". Кламансу удалось вырваться только из первого круга, круга лицемерия, но прорвать следующие круги, очерченные философией индивидуализма, он оказался не в состоянии. Оглядываясь на творчество Камю, довольно адекватно отразившего характер духовных исканий и разочарований определенной части современной ему западной интеллигенции, можно увидеть, что мысль Камю описала причудливую параболу. Начав с радикальной апологии абсурда, отвлеченная сущность которой стала ясна ему лишь с годами, Камю затем восславил "центростремительные" силы человека, оказавшись не только свидетелем их взрыва в сознании современников, но и испытав их на собственном опыте.


Стилистика "нового романа"

16 Марта 2013

С тех пор стилистика "нового романа", да и само романное начало практически исчезли из книг Бютора. Источники произведения, воспоминания, сны стали текстами. Техника "замедленной съемки" возникла, правда, в одной из последних книг Бютора, "Отплытие царицы Савской" (1989), где подробное описание оживляет знаменитую картину Клода Лоррена. Но здесь царит атмосфера художественной игры, исследуются рожденные литературой мифы. В ход идут Ветхий завет, "1001 ночь", творения Лафонтена, Бюффона, Нодье, Нерваля, Флобера.



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...