1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Традиции

Своеобразный аспект восприятия мира через творчество

20 Марта 2013

Своеобразный аспект восприятия мира через творчество (при этом жизненные проблемы либо просто исчезают из поля зрения, либо сводятся к проблемам творческим) предложил в своих немногочисленных пьесах Жан Вотье (род. 1910). Ирреальное, непознаваемое, спонтанное, связанное с созданием художественных произведений становится для персонажей Вотье единственным смыслом существования, "дорогой к себе", к своему истинному "я". Имя Вотье впервые появилось на театральном небосклоне в 1951 г. , когда режиссер Андре Рейбаз показал на фестивале в Аррасе его пьесу "Аррасский экспромт". Но известность пришла к Вотье с появлением на сцене маленького парижского театра "Пош", в постановке того же Рейбаза, трагикомического фарса "Капитан Бада" (1952).


Комедии, как анекдоты, держатся на "пуанте"Комедии, как анекдоты, держатся на "пуанте", финальной реплике. Это особенно заметно в "Приветствиях" (1950, опубл. 1960) и "Сцене на четверых" (1959, пост, и опубл. 1969), продолжающих линию "Лысой певицы" на из

19 Марта 2013

Главная тема творчества Ионеско — отрицание всех форм угнетения. Уже во второй его пьесе, "комической драме" "Урок", где учитель оглупляет и убивает своих учеников, она предстает и как идейное насилие (бойкая, энергичная девушка превращается в тихую идиотку), и как сексуальное (сцена убийства сделана как изнасилование), и как политическое (учитель надевает повязку со свастикой). Семья усиленно делает из человека конформиста ("Жак, или Подчинение", "Будущее в зародыше"). Полицейское государство калечит психику людей, стремясь превратить их в послушных марионеток ("Жертвы долга"), которые будут преклоняться даже перед безголовыми вождями ("Учитель").


В реальном Беккета отталкивала его неустранимая конкретность

19 Марта 2013

В реальном Беккета отталкивала его неустранимая конкретность, затруднявшая выход к универсальному, в идеальном (которое понималось им не как абсолютное и совершенное, но как бестелесное, существующее лишь в сознании, т. е. в форме отражения) ему недоставало эмпирики, материальности, вещности отринутого бытия. В эти же годы Беккет пробует силы в художественном творчестве, приступив к работе над романом "Мечтая о женщинах, красивых и средних". Результаты ее, по-видимому, его не удовлетворяли, так как в конце концов он отказался от мысли завершить его. Однако значительная часть романа вошла в том или ином виде во многие последующие произведения Беккета. Особенно многим обязан ему сборник рассказов "Больше замахов, чем ударов" (1934).


Под поздним Бретоном в главе условно подразумевается Бретон с 1932 г.

19 Марта 2013

Под поздним Бретоном в главе условно подразумевается Бретон с 1932 г. до его кончины в 1966 г. , и не только потому, что наступившие в 1932 г. тридцать пять лет — образцовый (mezzo del cammin. . . ) поворот на полдороге поэтической жизни и точная половина жизни Бретона, но и потому, что это время обособления сюрреализма от коммунистического движения. Притом выявилось, что и после политических размежеваний художественные структуры Элюара, Арагона, с одной, и Бретона, с другой стороны, бывшие и изначально ярко индивидуальными, не так уж разошлись по сравнению с прошлым. Элюар развивался в общем наиболее гармонично и писал в зависимости от конкретных обстоятельств стихи "по поводу" или стихотворения, сохранявшие сюрреалистический строй. Арагон в 30 — 50-е годы более или менее удачно стремился отойти от сюрреалистической линии, что не обязательно было равнозначно его художественным успехам.


Поздний Кейроль предельно внимателен к Слову

19 Марта 2013

Поздний Кейроль предельно внимателен к Слову и его роли в жизни человека, много размышляет о власти слов над обществом и индивидуумом. В одном из фрагментов книги "Поэзия-Дневник", посвященной Барту, сопоставляются разные голоса Времени: правдивый, откровенный и пустопорожний, лживый, когда "рот оплетен густым плющом". Интерпретируя в этой книге отношение искусства к действительности, Кейроль объявляет поэзией "умение неутомимо, упорно разжигать костер под дождем". А возвращаясь к феномену Времени, поясняет, что в поэзии вечное выражено через исторически-конкретное, а конкретное — через вечное. "Поэзия не часы, информирующие, какой сейчас час; она показывает все часы сразу. . . Поэзия создается на все времена, потому что человеку всегда не хватает времени".


К продуктивным моделям, работающим на появление новых слов-образов

19 Марта 2013

К продуктивным моделям, работающим на появление новых слов-образов, следует отнести парагогу. Поэт широко пользуется приемом "наращивания" суффиксов. Это касается лексики бытового и философско-эстетического уровня: 'Taudite", "rinfinitisation", "le naturant". Неологизм' "naturant", обозначающий природное явление в его противостоянии с ноосферой как порождением человеческой жизнедеятельности, относится к числу ключевых понятий в метафизике Мишеля Деги. За этой проблемой стоит вопрос об отношении слова к поэтическому образу, а также того и другого к реальности.


Все произведения Натали Саррот

19 Марта 2013

Все произведения Натали Саррот построены таким образом, что их можно прочесть и как бытовые истории (на уровне персонажей), и как описание процесса творчества (на уровне автора). В совокупности своей сюжеты их дают историю жизни "нового романа": 40-е годы — робкие попытки завоевать читателя, закончившиеся поражением ("Портрет неизвестного"); 50- е — победа новой поэтики над традиционной ("Мартеро"), подчинение ее своим целям ("Планетарий"). 60-е — превращение "нового романа" в предмет литературной моды ("Золотые плоды"), кризис жанра, поиски выхода через самопознание ("Между жизнью и смертью").


Принцип дублирования повествования на всех уровнях

18 Марта 2013

Принцип дублирования повествования на всех уровнях, характерный для "нового" и новейшего романов, у Бютора во многом связан с алхимическим представлением о лестнице существ, гомологичности миров минералов, растений, животных, ангелов (мотив лестницы, соединяющей небо с землей, устойчиво повторяется в книгах писателя начиная с "Миланского проезда"). Мотивы противоборства огня и воды напоминают о духах стихий, первоэлементов23; созвездия, что без конца упоминаются в "Бумеранге", вводят в текст не только связанные с ними древние легенды, но и астрологические представления. Цитата из Бюффона, описывающего льва, отсылает к созвездию, к Евангелисту Марку и, соответственно, к Венеции, собору Святого Марка, к Лувру (в рекламных изображениях на заглавной букве "Л" лежит лев), лицею Людовика Великого, где учился Бютор, к рассуждениям о символике животных у писателя, о роли "Книги джунглей" Киплинга — Библии животных. Все эти цепочки порождающих друг друга мотивов выстраиваются уже не столько в самом "Бумеранге", сколько в его расшифровке — диалоге автора с литературоведом Беатрисой Дидье "Возвращающийся бумеранг" (1988). Театральная символизация, сцепление всех слов между собой обесценивает их, как снятие ограничений на волшебные метаморфозы, происходящие в "Плоти снов" с калейдоскопической быстротой, обесценивает событийный ряд: раз возможно все, значит, по сути, ничего не меняется, не происходит.


Проблема отношения

18 Марта 2013

Как ключевая в начале послевоенной эпохи встает проблема отношения искусства и действительности, проблема выбора — "ангажированности", ответственности художника. "Мы ангажированы" — таков главный вывод, главный мотив по окончании войны. В самом широком смысле этого слова, этого понятия, "ангажированность", т. е. приобщенность, осознание ответственности (Пьер Эмманюэль: "В наше время индивидуальная судьба неотделима от общей — война это доказала"), означала мобилизацию гуманистического потенциала французского национального сознания, выработку некоего "универсального гуманизма" перед лицом тотальных угроз, тотальной катастрофы. В годы войны возникла не только угроза Франции — угроза нависла над всем человечеством, концентрационные лагеря и атомная бомба превратили Зло из понятия метафизического в понятие историческое. В высшей степени показательным итогом социальных потрясений эпохи мировой войны была позиция Жан-Поля Сартра, которая определяла новое понимание сути и задач художественного творчества. Самая авторитетная фигура "некоммунистической левой", рожденной антифашистским Сопротивлением, Сартр в своих послевоенных выступлениях ("Экзистенциализм — это гуманизм", "Что такое литература?") сформулировал принципы литературы, соответствующей эпохе глобальных потрясений, противопоставив ее губительной традиции "чистого искусства", особенно сюрреализму как конечной точке развития.


Определилась и еще одна отличительная черта социальной поэзии

18 Марта 2013

Определилась и еще одна отличительная черта социальной поэзии Превера — он охотно ведет ее путями фантастики и даже абсурда. Такова череда ассоциаций в "Попытке изобразить обед голов", "Происшествиях", "Истории лошади", "Штык в землю" и др. Обычно эти "притчи Превера,— как справедливо отмечено в "Истории французской литературы",— могут быть поняты лишь в целом и остаются туманными в своих образных деталях и конкретных сюжетных поворотах"12. Воображение Превера очень легко настраивается на фантастические, абсолютно неправдоподобные эпизоды: кит приходит в дом, чтобы отомстить слишком азартному рыбаку ("Ловля кита"); кролики дурачат ученого ("Великие открытия"); вернувшись издалека в родные края, бретонец "исполняет" предсказание соседа, убивая его ("Возвращение"); изнеженная баронесса, теряя слух, пытается подобрать с земли упавшее ухо ("Ривьера"), а бессмысленно спешащие куда-то люди буквально глотают время — часы, маятники, хронометры,— выбирая только стрелки — как косточки из рыбы,— чтобы не подавиться ("Эпоха гастрономии"). Одновременно с книгой "Слова" вышел сборник "Истории" (1946), а вслед затем — "Зрелище" (1951), "Большой весенний бал" (1951), "Дождь и хорошая погода" (1955).


Слова соединяются пучками семантических связей

18 Марта 2013

Слова соединяются пучками семантических связей (ключ и нож — метал-лический предмет, инструмент, фаллический символ), выстраиваются в повествовательные цепочки: ключ — нож — кровь — красный цвет — пожар — девушка пытается выбраться из объятой огнем комнаты, выбив оконное стекло (перерыв в повествовании, смена композиционной точки зрения) — мужчина наблюдает за девушкой — оказывается, он подсматривает в замочную скважину. Действие кончается тогда, когда практически все слова втягиваются в эту игру, каждое претендует на роль повествователя, главного действующего лица. Разрушение временных и сюжетных связей, последовательно ведущееся от "шозистских" к "игровым" романам, придало особое значение организации пространства. Поведение персонажей Роб-Грийе практически полностью определяется тем, в какой точке пространства они находятся, за каждым "локусом" закреплен свой набор функций.


Еще статьи...


Страница 2 из 4

Лучшие навигаторы для андроид softdroid.net.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...