1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Современник

Наиболее последовательно центральный сюжет поздней драматургии

20 Марта 2013

Наиболее последовательно центральный сюжет поздней драматургии Ионеско — поиски утраченного рая — воплощен в пьесе "Жажда и голод" (1966). Символично уже само название, отсылающее к библейской "духовной жажде") (в этом произведении, одном "из самых "литературных" у Ионеско, постоянно обыгрываются реминисценции из Данте, Гете, Ибсена, Метерлинка, Кафки, Пруста, Клоделя). Главный герой (как и Беранже, его зовут Жан) страдает оттого, что из нового светлого жилища (небо, свет — символы рая, счастья) семья вновь вернулась в сырой, темный подвал, постепенно опускающийся под землю19 (стихии земли, огня и воды, противостоящие небу, равно гибельны для человека — это мир, где он живет). Как в пьесе "Король умирает", здесь распался привычный ход времени, исчезли весна и лето, жена стареет прямо на глазах.


Появляется у Гренье и мотив чумы

20 Марта 2013

Появляется у Гренье и мотив чумы (новелла "Дезертиры", сб. "В редакции газеты") — в весьма неожиданном ракурсе. Степень самопожертвования героя здесь такая же, как у доктора Рьё, но благородство цели весьма сомнительно. Он, желая помочь своему малолетнему сыну, соглашается привить себе микроб и отправиться служить во франкистскую армию, чтобы эпидемия обеспечила победу, которая не дается военным путем. Подобно герою Сартра ("Стена"), герой Гренье, согласившись на смерть, неожиданно для себя остается в живых. Прозвучавший вопрос: "А почему никто не подумал, что чума непременно перекинется также на армию защитников Республики?" — обнажает абсурдность иллюзии, будто люди способны управлять событиями.


И поначалу Пятница, все схватывающий на лету

20 Марта 2013

И поначалу Пятница, все схватывающий на лету, кажется, покорно принимает уготованную ему роль раба, которого хотят приобщить к достижениям европейской цивилизации. Но само присутствие существа, нераздельно слитого с окружающей его природой и живущего по ее законам, подтачивает незыблемость системы, которая держится лишь силой слепого повиновения и которая, как начинает ощущать сам ее создатель, органически чужда "естественной дикости" острова. И когда подспудная, неосознанно осуществлявшаяся Пятницей работа по разрушению всего достигнутого Робинзоном наконец завершается взрывом грота, происшедшим из-за неосторожности, то эпизод воспринимается как давно ожидаемое и как тщательно подготовленное автором разрешение конфликта. Начинается третий период в жизни Робинзона, заключительная часть романа. Это жизнь безмятежная и радостная, освобожденная от регламентаций и ограничений, от беспрерывного труда.


Опубликованный в 1947 г. роман "Корабль дураков"

20 Марта 2013

Так, опубликованный в 1947 г. роман "Корабль дураков" можно рассматривать как первое обращение писателя к антивоенной теме. Здесь Лану уже формулирует свою концепцию войны как безумия, концепцию, пронизывающую всю трилогию. Этому произведению Лану придавал большое значение и даже решился переиздать его двадцать лет спустя, основательно при этом переработав.


Глазами маленького Патрика

20 Марта 2013

Это глазами маленького Патрика, живущего вместе с братом в небольшой деревушке под Парижем, мы смотрим на странную семью, приютившую двух детей, покинутых родителями, которые заняты только своими делами, видим загадочных посетителей, которые появляются здесь иногда с непонятными целями. Патрик смотрит и слушает, не понимая многого, но ощущая, что происходит что-то очень серьезное. "Не отдавая себе отчета, я слушал все, что они говорили, и их слова врезались мне в память". От прошлого остаются лишь воспоминания и, как всегда у Модиано, какие-то вещи: то фотографии, с помощью которых герою удается воскресить прошлое, то старые архивы, которые так любят листать персонажи его романов, то предметы, чудом дожившие до сегодняшнего дня. Поставленную перед собой задачу ограничения ракурса изображаемого Модиано в этом романе не выдерживает, и хотя повествователь здесь один, временных пластов в романе несколько. Как уже говорилось, основная часть произведения — это рассказ десятилетнего Патрика, за которым, однако, все время ощущается фигура повествователя, живущего сегодня и как бы из сегодняшнего дня глядящего на себя в прошлом.


Типично экзистенциалистский тезис "ад — это другие"

20 Марта 2013

Типично экзистенциалистский тезис "ад — это другие" развернут в последовательную цепочку метафор, перебрасываемую из одного романа в другой. "Отвратительно одинаковые лица, руки, ноги, жирные загривки, противные, корявые ушные раковины", "гроздья совершенно идентичных лиц", вызывающих тошноту, так же как поданный в кафе цыпленок — просто "плохо проваренный труп", так же как выписанная в немыслимо точных деталях тушка крысы, забитой насмерть, с выпущенными внутренностями, раздавленным черепом, или утопленник на пляже, или изуродованное тело незнакомца, нашедшего смерть от руки Бессона, который не может остановиться и продолжает бить, бить, бить. . . Герой Леклезио, как и герой Сартра, презирает себя не меньше, чем окружающих. Священник, принявший исповедь Бессона, вынужден слушать такой каскад признаний, что впору помутиться разуму. По городам и континентам герой бежит не столько от людей или агрессивных вещей, сколько от себя — "от пустоты".


Самюэль Шабру приступает к своему повествованию

20 Марта 2013

Самюэль Шабру приступает к своему повествованию в тот момент, когда протестанты от смирения перешли к мщению, начав войну против своих притеснителей. Протестантов того времени называли "бабочками": они так легко пли на костер, как ночные бабочки слетаются к пламени свечи. У них не было пастырей, те были изгнаны за пределы Франции, и они читали Библию самостоятельно, постоянно черпая из нее духовную силу.


В перекличку книг вмешалась история

20 Марта 2013

Но в перекличку книг вмешалась история: страшным повторением солнечного цикла "Девушек" стала вторая мировая война, начавшаяся в год опубликования последнего, четвертого тома. Свою политическую концепцию Монтерлан изложил в двух эссе: "Сентябрьское равноденствие" (1938) и "Июньское солнцестояние" (1941). Новелла, статьи, выступления, вошедшие в первый сборник, дают почти по дням тревожную хронику надвигающейся войны с Германией, которую Монтерлан, как мы помним, предсказывал еще в 20-е годы: немецкая милитаризация Рейнской области (март 1936), присоединение Австрии (март 1938), аннексия Судетов (сентябрь 1938).


20 Марта 2013

За этой нулевой отметкой островной жизни Робинзона начинается подъемУстановив жесточайшую самодисциплину, он трудится не покладая рук и превращает остров в образцовую английскую колонию. В возрождении человеческого облика Робинзона играет основную роль не физический труд, но его духовная деятельность — он начинает вести "судовой журнал", куда заносит не события своей материальной жизни, а свои раздумья, фиксирует движения души. "Ему казалось, что, выполняя сакральное действо писания, он сумел внезапно вырвать себя из пропасти скотства, в которую погрузился, и был возвращен в мир духовности и разума". Робинзон создает Хартию острова и Уголовный кодекс. Он все старается упорядочить и осмыслить. Его обуревает страсть овладеть островом с помощью разума. "Я хочу, я требую, чтобы отныне все вокруг меня было измерено, доказано, удостоверено — математически, рационально.


Сакрализация и мифологизация эротики

20 Марта 2013

Как уже сказано, сакрализация и мифологизация эротики связана у Эмманюэля с восприятием теорий Фрейда и Юнга. В предисловиях к поздним книгам "Поединок" и "Другой" поэт прямо ссылается на юнговскую концепцию, согласно которой человек бессознательно содержит в себе своего двойника противоположного пола — "аниму" (или, для женщины, "анимуса"). В поэме "Содом" такая концепция служит для неожиданного истолкования знаменитой легенды о жене Лота, которая превратилась в соляное изваяние, после того как обернулась во время бегства из города.


Интересные примеры широкого использования фактов жизни автора

20 Марта 2013

Интересные примеры широкого использования фактов жизни автора дают книги Франсуа Нурисье (род. 1927). Ф. Нурисье не просто автобиографичен, а полемически, вызывающе автобиографичен. В серии романов, озаглавленной "Всеобщее беспокойство", он совершенно откровенно рассказывает о событиях собственной жизни ("Мелкий буржуа", 1964), даже настаивая на том, что нарисованный им портрет является автопортретом, не претендуя быть изображением всего его поколения; порой биографический материал становится лишь канвой, на которой вырисовывается образ его современника, неуютно чувствующего себя в преуспевающем буржуазном обществе, зараженном лихорадкой потребительства и бездуховности ("Одна французская история", 1966).


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...