Драмматургия
Арагон, вдохновленный успехом многотысячных поэтических вечеров
20 Марта 2013
В 1965 г. Арагон, вдохновленный успехом многотысячных поэтических вечеров в России и триумфальным выступлением советских поэтов в городах Франции, организует поэтические чтения в театре Рекамье. Стихи Жака Рубо — один из ключевых номеров программы. Не пройдет, однако, и двух лет, как выпущенная Рубо книга "Эпсилон" (1967) покажет, что ученик Арагона сделал резкий поворот и устремился в русло поэзии, которую читать перед большой аудиторией невозможно. Новизна поэтической манеры была столь ошеломляющей, что жюри "Фенеон" впервые в своей практике не стало делить премию "Поэзия" меж несколькими претендентами, присудив ее в 1968 г. Жаку Рубо.
Движение отождествляется с противоположностью
20 Марта 2013
Неудивительно, что в этом случае движение отождествляется со своей противоположностью — статикой. Нередко писатель воплощает этот парадокс в зрительном образе. Мир Беккета заселен увечными существами, неспособными самостоятельно передвигаться.
К креслу-каталке прикован Хамм в "Эндшпиле" (1957), где действие замкнуто четырьмя стенами комнаты, подчеркивая безысходность ситуации: выхода как такового из нее нет. Такой же способ передвижения определен и для героя пьесы "Театр 1" (1960). Еще более точным образом "неподвижного движения" является кресло-качалка в пьесе "Качи-кач" (1981): оно не остановится ни на мгновение, но при этом не сдвинется с места.
Эстетические параметры исторического романа
20 Марта 2013
Эстетические параметры исторического романа в отдельных моментах близки были общим параметрам развития романа вообще. Так, одна из художественных примет французского романа в 70—80-е годы — а именно сочетание строгой реалистичности с фантастическими гипотезами — проявилась и в жанре историческом. Примером может служить роман Ж. -П.
Да, конечно, поначалу Турнье как бы верно следует канве великого романа
20 Марта 2013
Да, конечно, поначалу Турнье как бы верно следует канве великого просветительского романа. И кораблекрушение, и единственный спасшийся после него человек, достигший берега необитаемого острова и пытающийся на этом острове восстановить утраченный им мир. Мир внешний и мир внутренний. Труды Робинзона на земле, его деятельность администратора и законодателя — все это, бесспорно, связано с романом Дефо, как связана с ним и сюжетная канва "Пятницы": появление дикаря, новый этап жизни на острове, прибытие английского корабля. Но, по существу, на этом сходство и кончается.
Эстетическое фрондерство "гусар"
20 Марта 2013
Эстетическое фрондерство "гусар" (название было достаточно случайным, но не случайно, что именно Нимье оказался "виновником" названия: он был признан лидером группы), выступивших с позиций "чистого искусства", стало одним из частных моментов более общей литературной борьбы между писателями, видящими в литературе средство для общественных преобразований, и приверженцами литературы, считающими себя независимыми от социальных амбиций. "Гусары" как группа прежде всего оформились в протесте против торжествующей философии безнадежности в ту пору модного экзистенциализма. Они утверждали, что экзистенциалистская литература слишком много на себя берет: она претендует на разрешение метафизических проблем. При этом несогласных с ее концепциями она трактует с беспощадностью как буржуазных "мерзавцев".
В 1947 г. от демократического объединения писателей отошел один из организаторов
20 Марта 2013
В 1947 г. от демократического объединения писателей отошел один из организаторов "Леттр франсез" Жан Полан. Тогда же, в 1947 г. , целая группа видных писателей, участвовавших в Сопротивлении, примыкавших к Национальному Комитету писателей, издает сборник "Час выбора". Это были Мартен-Шоффье, Веркор, Шамсон, Авелин, Фридман и Кассу. В 1950 г. Веркор, Мартен-Шоффье, Фридман, Кассу и Арно вышли из руководящего комитета журнала "Эроп", заявив о потребности в "независимости духа". Таким образом, выбор значительной группы писателей-демократов отражал социально-политическую переориентацию в условиях спада пафоса Сопротивления, в новой общественной ситуации, а в известной степени под влиянием догматизации коммунистической идеологии и негативных процессов, шедших в странах социалистической ориентации.
Использование мифологических структур у Роб-Грийе
20 Марта 2013
Думается, что использование мифологических структур у Роб-Грийе может идти под непосредственным воздействием трудов ученых, в первую очередь К. Леви-Стросса. Как и при обращении к детективу, мифологический код носит, с одной стороны, абстрактный, "филологический" характер, с другой — шутливый, игровой, пародийный. В этом отличие Роб-Грийе от М. Бютора, который всерьез ставит задачу возрождения новой, постхристианской мифологии, уважительно использует подлинные мифы американских индейцев6. Использование детективных и мифологических моделей в принципе характерно для литературы XX в. Главное художественное открытие Роб-Грийе и, шире, "нового романа" заключалось в ином — в остраненном, замедленном повествовании.
Сама писательница хотела смягчить ирреальность описанной
20 Марта 2013
Да и сама писательница хотела бы смягчить ирреальность описанной ситуации, выразив надежду, что ее книга "не покажется странной и не будет помещена в сферу фантастики". В 80-е годы эта сказочно-притчевая стихия нашла наиболее художественно завершенное выражение в творчестве Сильви Жермен. Совсем юной, только что окончив Сорбонну, написала Сильви Жермен свое первое произведение — "Ночную книгу" (1985). Ее сразу заметили — настолько необычно сочетались историческая быль и волшебная сказка.
Новаторские феномены были порождены и феминистским движением
20 Марта 2013
Новаторские феномены были порождены и феминистским движением (Элен Сиксус, Бенуат Гру. К феминистской литературе причисляют некоторые обозреватели и Маргерит Дюрас). Так или иначе, повествовательные жанры этих десятилетий обнаруживают значительные изменения, но не на поверхности, а на глубинном уровне эстетической структуры. Именно в эти годы формируется феномен, который назвали постмодернизмом; в это понятие вкладывается отказ от экстремальных художественных экспериментов, при учете, однако, их опыта, при значительном обновлении литературного языка.
20 Марта 2013
В "мобилях"главным принципом письма-интерпретации становится монтажСтолкновение текстов из разных областей (реклама, история, география, литература, этнография, естественная история), написанных автором и заимствованных из трактатов, речей, романов, каталогов, словарей (мир предстает как универсальный лексикон, алфавитное и систематическое именование вещей), создает повествовательное напряжение. Новый контекст меняет их смысл. Действующие лица, которых вводит Бютор ("Сеть воздушных сообщений", "6 810 000 литров"), не просто лишены индивидуальности и взаимозаменимы (так, во второй книге они носят схожие имена, начинающиеся на одну букву: А и В — новобрачные, С и D — пожилые супруги, Е и F — садовники-негры и т. д. ) — от них остались только голоса, их судьбы — такая же литературная условность, как постоянно цитируемый роман "Атала" Шатобриана. Описывая вечно низвергающийся водопад, Бютор воспроизводит день, год, жизнь природы и человека: став коллективным героем, соединившись воедино, супружеские пары проживают вместе, во многих вариантах, одну и ту же историю любви. Состояние покоя в движении, постоянства в изменчивости и передают "мобили", они изображают не сам объект, а способ его существования.
"Страсти по генералу Франко"
20 Марта 2013
"Страсти по генералу Франко" оставляют очень сильное впечатление, свидетельствуя о бесспорном таланте Гатти-драматурга. Написанная взволнованно и вдохновенно, эта пьеса словно вобрала в себя многие мотивы его творчества. Несмотря на присущую всем его произведениям дробность и "многослойность", Гатти удалось создать в ней обобщенный образ гордого и непокоренного народа, сыны и дочери которого в эмиграции сумели сохранить верность идеалам, за которые они боролись. И этот образ, складывающийся из множества индивидуальных судеб, становится содержательным и композиционным стержнем пьесы.
Еще статьи...
- В 30-е годы, вынашивая философию абсурда
- Но у Рикарду есть другой дар
- С точки зрения сюжета, персонажей
- Из подобных "деталей", стоп-кадров
- Вниманием Соллерс не был обойден никогдаУже его первый роман "Странное одиночество" (1959), с которым выступил двадцатитрехлетний провинциал, приехавший в Париж для продолжения образования, заслужил восторженную оценку Л. Арагона. Его второй роман "Парк"
- Сюжеты обеих книг не просто похожи, как две капли воды
- "Бульварному кольцу"
- Заметив, что какие бы ужасы ни приносило воображение, все равно
- Она превратилась в самостоятельный художественный объектРассмотрим подробнее эти категории, их трансформацию в художественной практике. "Новый роман" отказался от успокоительно-логической картины мира, понятного и постижимого, где, зная причину, можно пре
- Манифесты УЛИПО хорошо вписались в контекст атмосферы 60-х годов
- И ненависть к врагу, и решительный отказ видеть в характере
- Одной из первых об этом заговорила Кристиан РошфорВ романе "Внуки века" (1961) она с большой взволнованностью и напряжением воспроизводит чувство девочки-подростка, выросшей в многодетной семье, где интересы старших целиком сосредоточены на покупке в кред
- Связанное с родившимися в 30-е годы Связанное с родившимися в 30-е годы и в Сопротивлении идеями социального равенства и человеческого братства стремление сделать театр общедоступным, привлечь в него людей, стоящих на самых низших ступенях социальной лест
- В этом круговороте, пишет Монтерлан
- К "Эдисьон де минюи" близко по качеству отбираемых текстов
- На первых страницах романа "В чужом доме" мы видим юношу
- Существуют и специальные передачи: "Литературное утро"
- В романе впервые проявилась характерная черта прозы писателя
- "Майская революция"
- Но ни та, ни другая концепция не имеет у Мальро преимущественного смысла
- Отвергая и путь беспредметного искусства
- Сновидения для Бютора
- Именно с драматургии Монтерлан когда-то и начинал — пьесу "Изгнание
- Самоубийственная жертва
- Во Франции 60-х годов реалистическая литература
- В Румынии все сильнее становилось влияние фашизмаВ Румынии все сильнее становилось влияние фашизма (в дневниках писателя того времени уже появляется символический образ превращения людей в носоро-гов), и Ионеско, воспользовавшись государственной стипендие
- Мишо был далек от небрежения
- Поэзия Рене Шара последних двух десятилетий
- Без преувеличения можно сказать, что азартная игра звуковыми сочетаниями
- Откровения Меджнуна дают нам понять
- Четвертый роман Бютора, подведший итог произведениям 50-х годов
Страница 1 из 4
Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...
Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...
Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...
Сирано де Бержерак
Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя…
Гомбервиль Марен Лер…
Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии…
Пьер Мариво
Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,…
Жан Реньо де Сегре
Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в…
Жан Шаплен
Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь…
Шарль Перро
Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок…