1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Реализм

Структура романа как бы включает в себя три стадии авторского вымысла

20 Марта 2013

Структура романа как бы включает в себя три стадии авторского вымысла, три уровня персонажей, между которыми устанавливается диалог реального и воображаемого: это Гэффье, главный герой романа, филолог, лингвист, изучающий восточные языки; Бланш, жена Гэффье, покинувшая его после двадцати лет совместной жизни. Она живет только в воспоминаниях героя, как бы на втором уровне авторского вымысла. Бланш ушла, и смысл жизни потерян. Чтобы понять Бланш, причины ее ухода, чтобы как-то приблизиться к ней, восстановить разбитое зеркало памяти, Гэффье в своем воображении создает образ Мари-Нуар. Эта молодая женщина 24 лет, типичная представительница молодого поколения, как полагает Гэффье, должна помочь ему понять ту, далекую Бланш — Бланш 30-х годов, времен ее молодости.


В этой же перспективе понимания мира

20 Марта 2013

В этой же перспективе понимания мира (а не изменения, трансформации его) видится Бернару Ноэлю феномен революции. Это понятие врывается в сложную вселенную поэзии Бернара Ноэля неожиданно и вместе с тем закономерно, если принять, что революция — феномен не только социально- конкретный, но и философский, нравственно-этический, ставящий человека перед громадой вселенских вопросов, которые могли не тревожить его раньше. В творчестве Бернара Ноэля последнего времени просматривается традиция Элюара, и, так же как у Элюара военных и послевоенных лет, в ней почти нет места сложной, требующей особой расшифровки метафоре.


Писать Бернар Клавель начинает в послевоенные годы

20 Марта 2013

Писать Бернар Клавель начинает в послевоенные годы, правда, первое время он все еще думает отдать предпочтение кисти. Случай свел его с прославленным пуантилистом Морисом де Вламинком, который в книге своих мемуаров "Портреты перед кончиной" так запечатлел начинающего писателя: "К нам приезжал на велосипеде скромный юноша в сером свитере и кожаном пальто Он рассказывал нам о своих клиентах, любителях сладкого и мучного, о своих поздних возвращениях домой, о конюшнях, где ему приходилось работать, об этом особенном запахе грязи и навоза, которым он дышал с юных лет"1. В подражание своему кумиру, Морису де Вламинку, Клавель хотел стать художником и спортсменом. Спорт был не только модой, но и философией времени, достаточно вспомнить Анри де Монтерлана, большим поклонником которого вскоре станет писатель. Этим мыслям сочувствовали многие современники, в частности, такой признанный гуманист, как Антуан де Сент-Экзюпери.


В следующем романе женщина-форель Фредерика

20 Марта 2013

В следующем романе женщина-форель Фредерика, поражающая и раздражающая всех своим благородством, изяществом, гордо превращает ограниченность достатка своей семьи едва ли не в предмет зависти — настолько легко обходится она без всего, к чему, задыхаясь и теряя сон, рвутся другие отдыхающие курортного города — владелец писчебумажных магазинов Рам- бер, хозяйка пластмассовой фабрики, служащий американской фирмы картонных изделий и т. д. Фредерика — родная сестра Пьеретты и Леонны, Антуанетты и Роберты, но автор лишил этот характер тепла, страсти, свойственной всем другим его героиням. Фредерика наделена патологической фригидностью как знаком ущербности. Личность обязательно обнаруживает у Вайяна изъян, если лишена возможности (по объективным или субъективным причинам) проявить себя полностью: таково эгоистическое сластолюбие стареющего Дюка, сексуальная холодность красавицы Фредерики, зависимость от жены "всесильного" магната господина Жана и т. п. Многие герои Вайяна возводили либертинаж в закон своего поведения, поражая современного читателя сочетанием вседозволенности, привычной для XX в. , с темпераментом и страстью, свойственной другому веку. Любовь у Вайяна всегда красива, окрыляюща; избегая любого нюанса романтической идеализации, Вайян, однако, создает картины, явно контрастирующие с депоэтизацией любви, так широко распространившейся в зарубежной литературе XX в. Традиции, уходящие корнями в прошлое французской литературы, соединяются с современным осмыслением мира — ни свойственной классицизму дилеммы между долгом и чувством, ни характерной для романтизма патетики, ни многообразия человеческих типов, открытых литературой критического реализма.


В "Бескорыстном убийце"

20 Марта 2013

В "Бескорыстном убийце" (1957, опубл. 1958, пост. 1959) Беранже тщетно пытался противостоять воплощению зла — преступнику, терроризирующему горожан, превратившему райский уголок в ад. Героя губит микроб конформизма — охваченный ужасом, он при встрече с молчащим убийцей пытается найти оправдание его поступкам, встать на чужую точку зрения и уничтожает себя, отказавшись от своих идеалов. К неизбежности поражения исподволь подводят две темы (заявленные еще в "Жертвах долга"): кафки- анское единство преступности и полицейского государства (убийца не трогает членов администрации, которые и не пытаются ловить его, горожане не только не сопротивляются ему, но и оказываются его сообщниками) и "мистификация" мышления людей профессиональными политиками — мир меняется от простого переименования, как у Оруэлла: диктатура называется дисциплиной и свободой, принудительный труд добровольным, война — миром.


Повествование подвергалось тем же изменениям

20 Марта 2013

Повествование подвергалось тем же изменениям, что и персонаж. Ослабла фабула (происходящие с героем события), первостепенное значение получили композиция (обработка, компоновка событий автором) и сюжет (то, какими они предстают читателю). Это не значит, что в "новом романе" ничего не происходит; напротив, событий уйма (как мы увидим далее, многие авторы используют детективные интриги и ситуации), но важен лишь процесс их восприятия, переживания, расследования или, чаще, скрывания. Потому вместо центрального события может быть пробел, лакуна ("Соглядатай" (1955), "Ревность" (1957), Роб-Грийе; этот прием активно используется в антидраме,.


Вполне логично, то для романа был выбран наиболее интимный жанр

20 Марта 2013

Вполне логично, то для романа был выбран наиболее интимный жанр римской литературы — письма, допускающие максимальную откровенность при изяществе стиля, как в посланиях Сенеки к Луцилию или эпистолах Цицерона. Хотя вначале роман задумывался как серия диалогов, форма писем оказалась более естественной для Юрсенар и в силу ее творческого опыта: "Алексис" и "Последний выстрел" были прецедентами, и мемуары Адриана — в сущности, тот же "голос героя", "анализ сознания", что и в ранних вещах. Но из довоенных героев Юрсенар лишь Эрик из "Последнего выстрела" своими душевными качествами напоминал, вернее, предвещал, Адриана. Письма Адриана, обращенные к своему наследнику Марку Аврелию (о передаче власти ему через Антонина Адриан специально позаботился при жизни), синтезируют в себе и воспоминания, и исповедь, и наставления, и философские размышления — словом, являют собой любимый всеми независимыми умами свободный жанр в духе "Исповеди" Блаженного Августина, "Книги писем о делах повседневных" Петрарки или "Опытов" Монтеня. Вместе с тем "Воспоминания Адриана" довольно жестко структурированы как художественное целое (что не противоречит природе свободного жанра).


В опубликованных в 1958 г. результатах опроса молодежи

20 Марта 2013

В опубликованных в 1958 г. результатах опроса молодежи обнаружилось, что 50-е годы не очень-то поколебали авторитет тех писателей, которые были властителями дум в 40-е годы. 20% опрошенных признали самым влиятельным писателем Сартра (большинство голосов), далее следуют Франсуа Мориак, Камю, Мальро, Арагон. Правда, почти половина, 48% отвечавших, вообще не смогла назвать ни одного писателя — перемены сказались и в этом — в ослаблении интереса к писателям как властителям дум, в ослаблении интереса к литературе как духовному авангарду общества. Молодежная анкета обозначила важнейшую особенность 40—50-х годов: это в целом был период, выдвинувший на передний план именно ангажированную литературу во всем богатстве ее оттенков.


"Человек среди песков"

20 Марта 2013

"Человек среди песков" (премия Ренодо, 1975) Жана Жубера живет как бы между двух эпох, при столкновении которых происходят разные необъяснимые события, он все время психологически переходит из одной эпохи в другую. Современная стройка, планы будущего города, переговоры с банками и фирмами — один план повествования; второй — таинственная жизнь лесов, песков и жителей этих мест, отвергающих идею строительства. Оба мира проявляют к нему враждебность: даже животные бунтуют, бросаясь с обрыва в реку. Психическое состояние "разлома" оправдывает любые ирреальные детали, хотя они не грезятся герою, а проявляют свою силу на самом деле.


Очень часто его новелла

20 Марта 2013

Очень часто его новелла — фрагмент, не нуждающийся ни в завязке, ни в финале,— отблеск впечатлений или размышлений автора, для которого знакомство или встреча — не более чем повод высказать заветную мысль. Порой "история" все же обладает завершенностью (смерть старика, испытывавшего радость от редких прогулок по Парижу с сестрой своей бывшей жены; отъезды директора лицея к любовнице под предлогом участия в служебных инспекциях; арест клерка немецкой полицией за то, что он оттягивал оформление заказа, чтобы еще разок увидеть красавицу фабрикантшу6, и т. п. ). Однако для новелл Гренье более характерно отсутствие события, сюжета. Это либо ни к чему не обязывающий разговор со случайным попутчиком в поезде или самолете; либо час, проведенный, как обычно, в гостях у соседа; либо очередная увольнительная для солдат, торопящихся в дом терпимости; либо выступление бродячих артистов, загримированных под Ангела и Дьявола7, и т. п. При любом из авторских решений (придерживается ли он сюжета или обходится без него) ему важна нота (порой мелодия), почти независимая от воссоздаваемых реалий.


Именно одна из гарантий

20 Марта 2013

Именно одна из гарантий, так как главная надежда для Гатти — это внутренние, духовные возможности самой человеческой личности, позволяющие ей выстоять или превращающие ее в послушное чужой воле орудие; а граница, разделяющая людей на жертв и борцов, проходит внутри каждого человека. Это необычайно важная для творчества Гатти тема. Он выступает против априорного определения жертвенности и униженности как следствий социальной или расовой принадлежности.


Еще статьи...


Страница 1 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...