1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Философия

Поначалу "Тель кель" интересовало лишь чистое экспериментаторство

18 Марта 2013

Поначалу "Тель кель" интересовало лишь чистое экспериментаторство в области художественной формы, мир принимался им таким, каков он есть (tel quel), свою задачу "телькелевцы" видели в том, чтобы покончить с литературой "свидетельства" и искать новые литературные формы7. Однако позже, к концу 60-х годов именно политические проблемы, проблемы преобразования действительности с помощью революционно обновленного слова стали занимать их в первую очередь. На первых порах "Тель кель" поддерживал неороманистов, особенно Роб-Грийе, широко предоставляя им свои страницы, ибо видел в них своих единомышленников. В начале 60-х годов журнал провел две анкеты — "Литература сегодня" (1961 и 1963) и "О современной критике" (лето 1963 г. ), которые многое проясняют в его позиции. "Телькелевцев" интересует литература "как таковая", произведение совершенно сознательно исключается из всякого "внелитературного контекста", они придают первостепенное значение языку и задачам его изучения. Уточняя свои теоретические позиции, группа попутно занималась созданием специфического "текстового поля" — собиранием и рекламированием тех явлений словесности, которые рассматривались "телькелевцами" как основа для их теоретических воззрений — сочинения А. Арто, Ж. Батая, Ф. Понжа.


Тема жертвоприношения у ЖенеТема жертвоприношения у Жене имеет и еще один поворот, также хорошо согласующийся с системой архаических представлений. В жертвенном ритуале, как известно, уравниваются сама жертва и жрец, на них обоих нисходит сакральная сила.

18 Марта 2013

Как бы то ни было, такие парадоксальные "искупительные жертвы" не отменяют, а то и прямо подтверждают отчужденность героя-предателя внутри блатного сообщества; предавая друзей, герой Жене освобождается от уз коллектива. Он не "живущий по закону" член этого коллектива, он скорее сродни "преступающим черту" романтическим бунтарям, имморализм которых состоял именно в отказе от верности божественно освященной этике своего социума. Сознательно нарушая заповеди такой этики (в данном случае — этики преступного мира), герой Жене, подобно "поэту-убийце" Ласенеру с его предательским поведением на суде, обретает головокружительную свободу от социума и вообще от мира с его божественным устройством. Так этот сугубо "благочестивый" писатель, чрезвычайно чуткий к сакральному началу бытия и ревностный служитель особого языческого "культа", в силу внутренней логики романтического мироощущения становится, по сути дела, богоборцем. Литературной традиционностью авторского "самообраза" обусловлена в конечном счете и подчеркнутая литературность стиля Жене.


Политическая фантастика Мерля

17 Марта 2013

Политическая фантастика Мерля получила, как уже говорилось, большее признание в англоязычных странах, чем во Франции. И дело здесь не только в различном образе мышления Мерля и его соотечественников. Французы не прощают Мерлю пренебрежения стилем, некоторую глухоту к тонкостям языка, а намеренная архаизация языка и стиля, предпринятая Мерлем в "Судьбе Франции", была оценена как нарочитая, ненужная. Один из известнейших французских критиков Б. Пуаро-Дельпеш заметил однажды: "Мерлю стиль нужен не для обогащения смысла того, что он собирается сказать, а лишь для того, чтобы очертить его точнее. . . Интерес, который вызывают книги Мерля, следует объяснять лишь их аллегорическим содержанием, а никогда — работой автора над языком". В устах француза этот приговор звучит почти убийственно.


Развивая критическое исследование феномена потребительства

17 Марта 2013

Развивая критическое исследование феномена потребительства в своей следующей книге "Счастливцы с острова Отчаяния" (1970, рус. пер. 1984), Эрве Базен стремится дать максимально обобщенное представление о нем. Толчком к написанию этой книги послужила статья журналиста Жака Дюрра, напечатанная в одном из декабрьских (1965 г. ) номеров еженедельника "Нувель обсерватер". В ней шла речь о судьбе жителей (всего 274 человека) атлантического островка Тристан-да-Кунья, принадлежащего Великобритании. В связи с извержением вулкана, дабы спасти островитян от гибели, их эвакуировали в Англию.


"Неоконченный роман"

17 Марта 2013

"Неоконченный роман" (1956), "Поэты" (1960), "Одержимый Эльзой" ("Меджнун Эльзы") (1963) представили новый этап эволюции, вели к переоценке многих эстетических позиций, защищавшихся ранее. В поэзии от шаблона "заученных слов" Арагон отрекается столь же страстно, как и в прозе. В свое время в статье "Об исторической точности в поэзии" Арагон выступал против засилья каких бы то ни было поэтических форм.


Более пристальный анализ стилистических особенностей

17 Марта 2013

Однако более пристальный анализ стилистических особенностей прозы Клода Симона обнаруживает, что мы здесь имеем дело не с "внутренним монологом", а с более сложными "гибридными структурами" (или, как называет их в своем исследовании "О внутреннем монологе" С. Ю. Завадов- ская2, "двойственными структурами"), оставляющими читателя в некотором недоумении и непрерывно вынуждающими его разбираться, кому, собственно, принадлежит то или иное высказывание. В "Траве" читатель как бы присутствует при попытках "рассмотреть" возможности того, как Луиза могла бы "видеть" то, что происходит, "вспоминать" то, что могло бы произойти в ситуации, предложенной автором. Грамматически голос автора никак не отделен от "голоса" персонажа, "точка восприятия" непрерывно сдвигается — то она "внутри" сознания Луизы, то "вовне",— точка зрения автора, примеривающего "варианты": "она сможет увидеть", "она сможет услышать"; "или, возможно, не так. То есть, возможно, не в этот вечер или не эти слова (не безостановочную, ошалелую, бессмысленную трескотню Сабины), не этот уход.


Об интерпретации Беккетом концепции добра

16 Марта 2013

То же можно сказать и об интерпретации Беккетом концепции добра и зла, которая в теологической оболочке оформлена как антитеза Рая и Ада. "Ад — статическая безжизненность безраздельного зла. Рай — статическая безжизненность безраздельного совершенства. Чистилище — разлив движения и жизненной энергии, освобожденных соединением этих двух элементов. Здесь идет непрерывный процесс очищения, в том смысле, что достигается порочный круг человечества, и достижение это зависит от чередования господства одного из этих двух важнейших свойств. . . . На этой земле, которая есть Чистилище, Порок и Добродетель — их можно принять за любую пару противоположных друг другу основных человеческих факторов,— должны быть поочередно очищены, претворяясь в дух мятежности"3.


Сознавал ли Мерсо свою наготу?

16 Марта 2013

Сознавал ли Мерсо свою наготу? В предисловии к американскому изданию романа, написанном в 50-е годы, Камю утверждал, что "герой книги приговорен к смерти, потому что он не играет в игру". "Он отказывается лгать. Лгать — это не просто говорить то, чего нет на самом деле. Это также, и главным образом, говорить больше, чем есть на самом деле, а в том, что касается человеческого сердца, говорить больше, чем чувствовать. . . Вопреки внешнему виду Мерсо не хочется упрощать жизнь.


Главным признаком того, что данный писатель не есть величина временная

16 Марта 2013

"Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная,— является чувство пути"1,— писал Александр Блок. Это "чувство пути" в острой степени было свойственно Арагону (1897—1982). Менее всего его творческий путь, насчитывающий шесть десятилетий, напоминает плавную эволюцию, он "взрывчат", сопряжен с постоянной ломкой устоявшихся форм. Любое произведение Арагона — прозаическое или поэтическое — пронизано стремлением "преодолеть самого себя", отбросить шаблон "заученных слов", писать — как в первый раз. Не ради эпатажа назовет Арагон одну из своих последних публицистических книг "Я так и не научился писать" (1969).


Иначе сориентирована поэзия участника группы

16 Марта 2013

Иначе сориентирована поэзия участника группы "Тель кель" — Дени Роша, тоже представителя "другого письма". Дени Рош (род. 1937) ополчается на поэзию давно мертвую, но никак не умирающую — ту, что считает "себя гуманистической, идеалистической, метафизической, лирической". Ему предстоит доказать, что поэзия изжила себя, посмеяться над агонией, описать ее похороны.


Весть о наступлении германских армий

16 Марта 2013

Весть о наступлении германских армий, прервавшая 10 мая 1940 г. состояние "странной войны", застала Роже Вайяна в Румынии. Годы оккупации писатель провел в Южной зоне, был активным участником Сопротивления. Сразу после Освобождения Вайян сообщал родителям: "Последний период войны-оккупации был для меня драматическим: меня преследовало гестапо, мой напарник (которого Жинетта у меня, видела) был арестован и подвергнут пыткам.



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...