1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Философия

Неистовая борьба, спровоцированная абсурдностью мира

20 Марта 2013

Если неистовая борьба, спровоцированная абсурдностью мира, которую ведут герои Вотье, носит центростремительный характер, то персонажи Анри Пишетта подвержены воздействию центробежных сил, вырывающих их из замкнутого круга эгоцентризма. Как и Ж. Тардье, Анри Пишетт (род. 1924) начинал как поэт, но большее внимание критики завоевала появившаяся в один год со сборником стихов "Апоэмы" (1974) его первая пьеса "Богоявление". Конечно, она обратила на себя внимание благодаря интересной режиссерской работе Жоржа Витали, поставившего ее в театре "Ноктамбюль", и прекрасной игре молодых актеров Жерара Филипа и Марии Казарес, участие которых в этом спектакле во многом определило их дальнейшую счастливую сценическую судьбу.


Родился Сэмюэль Беккет в Фоксроке

19 Марта 2013

Родился Сэмюэль Беккет (1906—1990) в Фоксроке (графство Дублин), в Ирландии. Здесь прошли его детские и юношеские годы. С ранних лет он увлекался литературой и театром, что, несомненно, оказало заметное влияние на его творческую судьбу. Особенно привлекали его в это время пьесы Шона О'Кейси с их глубоким трагизмом, искрометным юмором и необузданной игрой комической стихии, которые шли в прославленном "Эбби-Тиэтр".


Использование монтажа присуще не только роману

19 Марта 2013

Искусство всегда признавало синтез. В XX столетии Эйзенштейн увидел его в цепочке "кино — эссе — роман". По этой же орбите движется мысль Мальро: "Не только в кинематографе используются фотография и монтаж. . . не существует точной фотографии: фотоснимок — это модель плюс фотограф, если даже он плох". Активизация роли автора, признание за ним права выбрать ракурс и модель объединяет у Мальро концепцию романа и эссе. «Мальро говорит "я" в эссеистике так же, как повествователь в романах»,— подмечает Г. Пикон.


И в этом противоречии есть своя логикаНатали Саррот гораздо больше, чем, скажем, Ален Роб-Грийе, связана с традициями французской классической литературы, для нее существуют г-жа де Лафайет, Констан, Бальзак, Мориак, а не только Флобер, Пруст, Кафка, Джой

19 Марта 2013

Отчасти это, возможно, объясняется влиянием русской культуры — ведь Натали Саррот родом из России. Писательница сама не раз подчеркивала эту связь. Чехову она обязана понятием подтекста, "подводного течения", умением написать произведение как бы ни о чем, когда внешне ничего не происходит. От Толстого идет принцип изображения персонажа как человека в маске, который лишь меняет ее на другую.


Подобные циклы — и по замыслу

19 Марта 2013

Подобные циклы — и по замыслу, и по исполнению — тесно связаны с литературой межвоенного двадцатилетия. Более характерным для романа представляется усиление субъективного авторского начала, стремление осмыслить, прочувствовать, пропустить через индивидуальное восприятие все, совершающееся вовне. Это намеренное сужение угла зрения вызвано именно вниманием к отдельной личности — будь то личность самого автора или персонажа, созданного его воображением.


Время с 1930 по 1939 г. — после публикации «Королевской дороги»

19 Марта 2013

Время с 1930 по 1939 г. — после публикации "Королевской дороги" до начала второй мировой войны — следующий период писательства Мальро, достигающего вершины романного творчества и завоевывающего заслуженную славу одного из самых радикальных французских интеллигентов. Став одним из руководителей издательства Галлимар и получив, таким образом, возможность формировать литературные вкусы французских гуманитариев, он публикует в 1933 г. роман "Удел человеческий". В решении Гонкуровского комитета, присудившего Мальро премию, о нем говорится как об одном из главных писателей поколения, художнике и философе, утверждающем новые идеи и новую манеру письма. Победа нацистов в Германии на выборах в рейхстаг 6 ноября 1932 г. побуждает Мальро вступиться за демократию. Перед угрозой фашизма он все более стремится влево, становится сторонником коммунистической партии, примыкает к ассоциации революционных писателей, публикует статьи в "Коммюн", вступает в диалог с Л. Троцким, объезжает чуть ли не весь мир — Иран, Афганистан, Индию, США, Японию, Китай, Англию. . . В 1934 г. с Андре Жидом он направляется в Берлин, пытаясь добиться освобождения Э. Тельмана и Г. Димитрова, обвиненного в поджоге рейхстага, выступает на Первом съезде советских писателей.


Человек еще не побывал в космосе

19 Марта 2013

Человек еще не побывал в космосе, а Ноэль как будто описал некоторые из его ощущений в невесомости и длительном полете. Во всяком случае, потом было экспериментально установлено, что ноги у космонавта действительно удлиняются. Но это, понятно, не главное.

Ассоциации могут быть иными, менее ясными или, наоборот, совсем примитивными. Поэзия Бернара Ноэля, кажущаяся с первого взгляда сложной, в равной мере нова и традиционна. Бернар Ноэль — глубокий знаток французских авторов 30— 40-х годов (Пьера-Жана Жува, Жюля Сюпервьеля, Анри Мишо), но также поэзии тех, кого он считает непосредственными своими предшественниками — Жоржа Батая и поэта-сюрреалиста Рене Домаля. Писатели старшего поколения дали ему умение воспарить над землей, полностью отрешиться от обыденного, максимально абстрагироваться. Космический разбег, демонический мрак и холод, загадки бытия, закодированные где-то в надзвездных далях, освоены Ноэлем в своем времени.


В качестве "строительного материала" тропизмов

18 Марта 2013

В качестве "строительного материала" тропизмов Натали Саррот использует те самые расхожие литературные жанры, которые она в теории объявляет для себя несущественными. Это детектив, авантюрный роман, рыцарский, вестерн. Но чаще других в роли универсальных архетипических ситуаций, понятных абсолютно всем, выступают персонажи и сюжеты сказок, басен. Многим героям Натали Саррот (в первую очередь — повествователям) присуще чисто детское видение мира, где страх неведомого соединяется с наивной верой в чудеса, в возможность волшебного преображения обыденных вещей, явлений. Взрослые люди уподобляются поросятам, ягненку, мальчику с пальчик, спящей царевне, их подруги — волку, великану, людоеду, злой мачехе, ведьме, летающей на помеле.


Стиль речи напоминает об общем еще для поэтической прозы 20-х годов

18 Марта 2013

Стиль речи напоминает об общем еще для поэтической прозы 20-х годов воздействии "Озарений" Рембо: "Так река бушует, хватает ногтями, обнажается и течет, очарованная гладкими камешками, тенью, травами. Вода, радостно безумна от своих завихрений, будто подлинная копна огненных волос. Скользить как воды в чистом сверкании — для этого ведь надо утратить ощущение времени. Но как нам укрыться от времени?


Рамками этого эпико-философского течения

18 Марта 2013

Рамками этого эпико-философского течения охвачена едва ли не полная совокупность поэтической продукции последних десятилетий. Но можно обнаружить, что в 60-е годы в философской лирике выделяются два значимых мотива — во-первых, соотношение между живым и неживым миром, между миром вещей и миром людей (поэзия Э. Гильвика); во-вторых, работа поэта над языком. Разработка второго из этих мотивов вполне соответствовала тому, что происходило в романе: создаются романы о том, как пишется роман; создаются стихотворения о рождении стихотворения. Среди поэтов, стоящих ближе других к истокам нового романа и всем проблемам текстового письма, называют Франсиса Понжа (1899—1988). Заглавием первой книги Понжа — "Двенадцать коротких зарисовок" (1926), обращением к слову "ecrits" было предугадано участие Понжа в размывании границ литературных жанров, в выработке некой новой единицы — не стихотворение, не рассказ, не статья, не эссе, a ecrit, или texte.


Вот мы видим, как Сильва "одомашнивается"

18 Марта 2013

Вот мы видим, как Сильва "одомашнивается", а затем становится чем-то вроде дрессированного животного. Но ни одежда, которую ее приучили носить, ни умение сидеть во время еды за столом и ее манеры, ни те слова, которыми она обменивается с Ричвиком и своей воспитательницей, еще не дают Веркору никаких оснований видеть в ней человека. И только тогда, когда Сильва перестает ощущать свою кровную и безотчетную связь с природой, когда она начинает чувствовать свою отдельность от нее, происходит, по словам Веркора, второе превращение Сильвы: она становится человеком. "Качество души измеряется не тем, что она есть в данный момент, но тем, чем она становится". Прием сопоставительного анализа человеческих судеб, противопоставление взаимоисключающих типов поведения, использованный в "Сильве", надолго остается одним из излюбленных приемов писателя, и мы встречаемся с ним в романах Веркора 60-х и 70-х годов.


Еще статьи...


Страница 2 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...

Шуази Франсуа

Шуази́, Франсуа-Тимолеон де (François-Timoléon de Choisy, 16 августа 1644, Париж – 2 октября 1724, Париж), французский писатель, священнослужитель, известный трансвестит; возможно, транссексуал. Член Французской академии с 1687 г. Биография По материнской линии...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...