1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Философия

Писатель пытается сделать мир Средиземноморья своим

15 Марта 2013

Писатель пытается сделать мир Средиземноморья своим, претворить его в роман, но терпит неудачу. Он ищет нового героя, уходит от автобиографической прозы к "объективному" повествованию. В романе "Комар" (1929, опубл. 1986) рассказчика, Монтерлана, быстро отодвигает на задний план подросток из бедняцкого квартала Марселя — его спутник и слуга (в "Олимпийцах" Монтерлан утверждал, что спорт объединяет классы, стирает социальные различия,— здесь контраст резко подчеркнут).


При всей уникальности этого произведения Гари-Ажара

15 Марта 2013

При всей уникальности этого произведения Гари-Ажара, оно отозвалось эхом в некоторых книгах, появившихся позднее. Так, например, повесть Мари Редонне "Роз-Мели-Роз" (1987), выпущенная издательством "Эдисьон де минюй", дает голос "сестре" Момо и Лолиты, бойкой сиротке Мели, чей взгляд на мир и по-детски наивен, и по-взрослому трезв, но тоже ироничен, лишен озлобленности, для которой с лихвой хватает раннего жизненного опыта. Гари, став Ажаром, действительно словно совсем сменил перо и провел удачный языковой эксперимент, который уже не могла в дальнейшем игнорировать литература.


Созданный Селином образ повествователя

15 Марта 2013

Особо следует отметить созданный Селином образ повествователя. Образ "доброго доктора", спасающего в одном из эпизодов шведских детей, возникает в первом же романе "От замка к замку". Доктор всегда стремится помочь: беременным женщинам, раненым солдатам, министрам в изгнании и т. д. , всех их рассматривая как "больных" (здесь важна скрытая антиномия: здоровый доктор — больное окружение), всем поддакивающий ("ну, конечно же! ну, конечно!" — постоянный селинский ответ, выражающий, в сущности, крайнюю степень цинизма и отчуждения: "делайте все, что хотите, только отстаньте от меня!"), он в то же время холодным взглядом смотрит на мир. Отчаяние Селина нередко оборачивается смехом; это горький смех человека, увидевшего нищету нацистской пропаганды, демагогической идеи "новой Европы". В Зигмарингене он вплотную сталкивается с создателями мифа "новой Европы".


Такой же созидающей и преображающей мир силой

15 Марта 2013

Такой же созидающей и преображающей мир силой, призванной предохранить его от разрушения, предстает в книге и поэтический язык. Прежде всего Ренар отличает его не только от обычного (письменного или устного), но и от других типов литературного языка, хотя при этом слово должно оставаться "общим" (момент чрезвычайно важный и заслуживающий особого внимания). Поэтический язык использует тот же "строительный материал", что и язык обычный,— ту же лексику, ту же грамматику, в нем то же стремление к коммуникативности, но он говорит иное и по-иному. Поэтический язык является главным объектом самого себя и может сообщить что-либо, только передав природу собственного слова.


Одним из самых жестоких драматургов "антитеатра"

15 Марта 2013

Одним из самых жестоких драматургов "антитеатра" оказался самый молодой из них, испанец Фернандо Аррабаль (род. 1932), юношей попавший во Францию и пишущий по-французски. Исследователи творчества Аррабаля любят перечислять имена писателей, художников разных эпох, которые, по их мнению, бесспорно влияли на его становление. Действительно, различные "художественные корни" проступают в драматургии Аррабаля очень отчетливо, но сам он неоднократно говорил о решающей роли для его творчества Испании, ее судьбы и ее культуры. Так, например, неоднократное его обращение в разные периоды жизни к теме войны свидетельствует о том, что в основе даже самых невероятных преломлений этой темы лежат собственные детские впечатления Аррабаля от гражданской войны в Испании.


Расширение границ поэзии

14 Марта 2013

Расширение границ поэзии до представления о ней как об обобщающей метафоре (la metaphore generalisee) опирается на философию искусства как "метафоры жизни". Метафоризация языка становится ключевым приемом в системе литературных средств выразительности, затрагивая все уровни его бытования в плане выявления "значения значений"0. Независимо от того, сколь скрыто или открыто протекает этот процесс, в нем таится источник особой художественности поэтической речи.


Книга вызвала полемику в прессе

14 Марта 2013

Книга вызвала полемику в прессе и, что особенно огорчило Камю, малую заинтересованность читателей. Наиболее решительной критике подверг Камю Сартр в журнале "Тан модерн". Он назвал Камю "буржуа" и заявил, что автор "Бунтующего человека" совершил свой Термидор.

Как правая, так и левая пресса почти единодушно высмеивала прекраснодушие и утопизм автора "Бунтующего человека". Камю очутился в одиночестве. Оно еще более усугубилось во время алжирской войны, когда он занял промежуточную позицию, стремясь найти третий путь, который бы мог привести к перемирию, что вызвало лишь всеобщее раздражение. Нет потому ничего удивительного, что последняя большая повесть Камю, "Падение", написанная им в 1956 г. , по своему настроению почти противоположна идеям людской солидарности, выраженным в "Чуме".


Образ Капатаса пришел в книгу из более раннего творчества Лану

14 Марта 2013

В уже называвшемся романе "Золото и снег" писатель вывел человека по прозвищу Капатас, который существовал в действительности и которого Лану встречал перед войной. Затем образ пчеловода, вместе с ульями поднимавшегося в горы, возник в радиопередаче 1961 г. , озаглавленной "Человек, который шел за весной". И в третий раз к этому образу Лану обратился тогда, когда задумал "Пчелиного пастыря".


Гуманистический и антифашистский пафос "Острова"

14 Марта 2013

Гуманистический и антифашистский пафос "Острова" был высоко оценен международной общественностью, от имени организации "Движение против расизма, антисемитизма и за мир", присудившей Мерлю "Премию Братства". Не умаляя значения поставленных в романе проблем, следует все же сказать, что одной из главных здесь оказывается для Мерля проблема романной формы. Ведь "Остров" был написан в 1962 г. — после первых романов А. Роб-Грийе, М. Бютора, после "Страстной недели" Л. Арагона, когда литературная Франция яростно спорила о том, каким быть современному роману. Мерль не принимал участия в этих спорах и не публиковал манифестов: свою точку зрения он высказал, написав "Остров" — роман конкретный, "описательный", с фабулой, интригой, четко обрисованными персонажами, полемически ориентированный на литературную традицию. Именно как выражение позиции автора в развернувшейся дискуссии восприняла роман Мерля и французская критика.


Идеи персонализма тоже не складывались в четкую систему

14 Марта 2013

Идеи персонализма тоже не складывались в четкую систему, были близки сартровскому экзистенциализму и расширяли, укрепляли фронт писателей, признававших "историческое действие" как условие понимания действительности, условие воздействия на нее. В работе "Что такое персонализм?" (1946) Э. Мунье признал особую близость своей философии марксизму именно в этом пункте, да и само происхождение персонализма прямо связал с политическими конфликтами и социальными катаклизмами ("начиная с экономического кризиса в 1929 г. . . . "). Мунье объединял марксизм, персонализм и экзистенциализм в одно направление, противостоящее декадансу, преодолевающее "кризис человека", возрождающее веру в человека, в человеческое сообщество. Направление, которое пытается излечить традиционные болезни западного сознания, эгоцентризм, элитарность, пессимизм. "Собрать людей" — таков призыв Мунье, звучавший как нельзя более своевременно.


Внутри самого католицизма происходит постоянное дробление

13 Марта 2013

С официальной позицией церкви мало кто из значительных писателей хочет иметь что-либо общее. Даже консервативно настроенный П. Клодель, отвергавший французскую живопись от Пуссена до Ренуара (и далее) по причине ее бездуховности ("ни одно искусство не обходится без религиозной основы"), независим в своем творческом самовыражении. По сравнению же с ним Ж. Бернанос, Ф. Мориак, П. Эмманюэль, Ж. Грин, объединенные христианским мировоззрением, выглядят почти что католическими "диссидентами", отстаивающими право на собственное мнение как по политическим, так и по метафизическим вопросам. Религиозный экзистенциализм, политически консервативный, но философски самостоятельный, представлен эссе и драмами Г. Марселя.



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...