1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В качестве "строительного материала" тропизмов

Сакральные герои и предметы ("тотемы") обретают чудодейственные свойства: они оберегают жизнь, повелевают стихиями, временем, пространством, они выше добра и зла (таков Мартеро, герой одноименного романа). Приход в дом писательницы Жермены Лемер описывается как визит феи, оживляющей вещи ("Планетарий"). Коды искусства, дополняя "природные" и "социальные", от произведения к произведению занимают все больше места, тропизмы материализуются, становятся уже не способом, а предметом изображения.

Прием "оживления" картины (статуи, фотографии, текста), столь характерный для новороманистов, лишь намечался в ранних книгах Н. Саррот. Писательница выбрала иной путь. От характерных реминисценций ("клубок змей", люди как прутья решетки — образы, пришедшие из романов Ф. Мориака), упоминаний творений писателей (Жида, Пеги, Рембо, Малларме, Джойса, Пруста, Пи- ранделло, Руссо, Бальзака, Флобера, Бодлера, Грина, Чехова, Достоевского, Шекспира, Кафки), прямого анализа их ("Войны и мира" Толстого), использования в качестве сюжетных опор картин, скульптур Саррот перешла к исследованию самого процесса творчества, роли искусства в обществе. Персонажами книг стали художественные тексты и их авторы, читатели, критики. Поскольку в произведениях Н. Саррот мир рисуется только в процессе его восприятия, то люди, вещи и слова оказываются равноценными.

Они сходно описываются, заимствуют признаки друг друга, получают одинаковые функции во фразе, в сюжете. Если в первых романах в центре действия был человек ("Портрет неизвестного", 1948, "Мартеро", 1953), то потом его вытеснили вещи ("Планетарий", 1959), книга ("Золотые плоды", 1963), статуэтка ("Вы слышите их?", 1972), слова писателя ("Между жизнью и смертью", 1968), фразы обычных людей ("Говорят глупцы", 1976, "Дар слова", 1980, "Ты себя не любишь", 1989).

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...