1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Сакрализация и мифологизация эротики

Согласно Эмманюэлю, жена повторяет. . . внутренний жест самого Лота, которого искушает тяга к самоуничтожению. Лот обращается к жене с последним призывом, но делает это, "едва повернув голову",— поэт словно второй раз проигрывает здесь ключевой эпизод своей предыдущей поэмы "Гробница Орфея", где Орфей теряет свою "аниму "-Эвридику, неосторожно обернувшись к ней на пути из преисподней. Вообще в мифе об Орфее, который Эмманюэль, вслед за Новалисом и Нервалем, разрабатывает во многих своих произведениях, на первый план выдвигается всякий раз мотив внутреннего тождества любящих: "Эвридика — это лишь женский образ Орфея, а Орфей — образ Эвридики"1". Другой мифологический архетип, существенный для эмманюэлевской эротики и представляющий собой, строго говоря, специфическое развитие мотива двойника-"анимы",— это мотив Вселенской Матери, скорее всего также пришедший к Эмманюэлю через посредство психоаналитиков XX в. Вселенская Матерь принимает самые разные обличья: это может быть и пугающий языческий идол, и возлюбленная лирического героя, и сливающиеся, неотличимые друг от друга библейские фигуры Евы, Святой девы и Марии Магдалины, и обобщенно-мифологизированная природа, и даже такое "лицо", как больница ("American Military Hospital" в сб. "София"). Столь несхожие ипостаси объединяются одной общей чертой: Вселенская Матерь дает или хотя бы сулит человеку второе рождение.

Лирический герой Эмманюэля, под каким бы именем он ни выступал, всегда одержим желанием вернуться в материнскую утробу, чтобы родиться на свет заново. Выше уже говорилось о взаимном рождении любящих как лирической метафоре; но оно может стать у Эмманюэля и сюжетным событием. Герой "Гробницы Орфея" встречает в своей языческой преисподней Христа (подобное соединение разных мифологических систем обычно у Эмманюэля, как и у ряда других католических писателей — например, Мориака) и отдает в его объятия Эвридику, обращаясь со странной, кощунственной просьбой: зачать с этой женщиной ребенка, "который стал бы заново мною". В финале просьба Орфея выполняется: "анима"-Эвридика становится Вселенской Матерью, Орфей после смерти вновь рождается ею на свет — и, для полного всеобщего тождества, сливается при этом с воскресающим Христом. . .

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....