1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Появляется у Гренье и мотив чумы

Если помнить, что Гренье представляет собой литературное поколение, уже впитавшее опыт Сартра, Камю, Мальро, то мы вправе заключить, что его творчество знаменует собой новый этап художественного осмысления категорий экзистенциалистской философии. Если "новый роман" и "театр абсурда" в известной мере углубили представление о бессмысленности мира, приглушив мысль о необходимости свершать "actes gratuits", то прямые преемники писателей-экзистенциалистов (Роже Гренье здесь не одинок) корректировали основные экзистенциалистские идеи с другим акцентом. Роже Гренье, настойчиво вкладывает в понятие абсурда бытия элемент героического стоицизма.

Например, просматривая программки созданного Камю в Алжире "Театра Труда" (Theatre du Travail), Гренье останавливает внимание на "столь характерной для Камю фразе: "Абсурдность — это особая форма величия, присущая только людям". Чуть ниже он уточняет, что, "создавая философию абсурда, Камю, несмотря на это, стремился строить здание морали", он цитирует из "Записных книжек" и писем Камю следующие ремарки: "Глупцы, вы думаете, будто отрицание — это отказ от действия: на самом же деле это выбор"; "Есть абсурдные мифы, нет и не может быть абсурдной мысли"10 и т. п. Так или иначе, акцентируя внимание на том, что наиболее близко лично ему, Гренье постоянно напоминает, что его система взглядов складывалась в пределах "солнечной системы", центр которой — Альбер Камю. Что же касается эстетической программы, то здесь Гренье с самого начала пошел своим путем, не приняв свойственную экзистенциалистской прозе и драме тезисность, жесткость оппозиций. Важные для Гренье размышления над эстетической программой включены им в текст романа "Фолия" (1980).

В центре его и тут "посторонний", которого как бы несет волна обстоятельств, щедро расцвеченная на сей раз блестками авантюрного повествования (светские приемы, адюльтеры, пули, выпущенные из револьвера женой-мстительницей, и т. п. ). Все это дано в ключе пародии, главным героем романа остается само Искусство. Алексис Валле, "посторонний", пытается передать на полотне особое состояние — на грани меж торжеством рассудка и властью иррационального, меж радостью общения с "другими" и неизбежностью одиночества.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...