1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Сюжет и характер как бы не отброшены вовсе

Фигуративное, отброшенное ради абстрактного, похожее, отодвинутое ради "реальности текста", отчетливое, отмеченное во имя неуловимого — в этой неороманной логике была целая философская программа. Не стоит делать заключение, будто она не оправдала себя. Заключение напрашивается иное: похожее, даже "плоская" фотография вовсе не лишены ни психологических, ни метафизических глубин. Обращение к мотиву фотографии — знак примирения с принципом фигуративности, знак доверия к тому, что может быть выражено с помощью вроде бы "копии". "Фотография, изруганная, оплеванная, является в этой книге фактом письма",— сообщается в издательской аннотации на книгу Эрве Гибера, представленную как определенный манифест, свидетельствующий о новом взгляде на технику романа. Правда, как часто случается, этот манифест не вполне поддержан практикой: повести Гибера "Слепые" (1985) и "Гангстеры" (1988) — первая выпущена издательством "Галлимар", вторая — "Эдисьон де минюи" — скачок к дурной беллетристике, хотя в последней использован такой характерный для экспериментальной прозы прием, как рождение романа в романе.

Утонченным психологизмом, опирающимся на классические традиции, отмечены произведения Робера Андре, в частности повесть "Взгляд египтянки" (1965) о мучительных переживаниях человека у последних пределов земного существования, его романы "Незавершенное воспитание" (1984), "Хитроумная страсть" (1980), "Дитя-зеркало" (1978), отличающийся по- прустовски внимательным воссозданием самых ранних впечатлений младенческого ума. Углубленный психологизм, редко присущий жанру исторического романа, отчетливо проявил себя и в "Бархатном сезоне" (1987): это название роскошного универмага становится точкой стяжения разных человеческих судеб: вожделение обладания, расчет, карьера, романтическая любовь — все сплетается в этом романе воспитания, исследующем, как рекламировали его издатели, "все уровни психологии, жизнь чувств и чувственности". Среди пограничных явлений, не чурающихся классической традиции, но одновременно впитавших опыт эксперимента, должно быть рассмотрено творчество Даниэль Сальнав.

Имя Даниэль Сальнав иногда появлялось среди имен, представляющих "новую критику". Ее эссе о новелле "Зонтик" Мопассана сравнивали с работами Юлии Кристевой и Жана Старобинского20. Ее роман 1977 г. "Путешествие в Амстердам, или Правила беседы" рассматривался и как звено феминистской литературы, и как своеобразное повествование о повествовании: реалии встреч и городских пейзажей пропущены сквозь размышления о том, как можно было бы их описать, воспроизвести.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...