1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Современник

Подобная трактовка алхимии возникает у Юрсенар

15 Марта 2013

Подобная трактовка алхимии возникает у Юрсенар под влиянием Юнга, на чью книгу "Психология и алхимия" она неоднократно ссылалась. Согласно Юнгу, "Великое деяние" аналогично процессу индивидуации личности, и конечным результатом красной стадии является обретение архетипа самости или же, если брать медицинские аспекты алхимии,— выплавление "золотой пилюли бессмертия" в теле экспериментатора40. Это общее место даосских трактатов по медицине в европейском варианте, как правило, передается через образ философского камня или философского золота. Медитации Зенона в Брюгге — высшая форма умственной алхимии — снованы на восточном мистическом опыте. Они включают в себя дыхательные упражнения, выход за пределы своего тела, воссоединение со стихиями, переживание текучего времени-вечности и единства вещей.


Мишо нередко именуют "французским Кафкой"

15 Марта 2013

Мишо нередко именуют "французским Кафкой". Они и в самом деле схожи. У Мишо тоже есть свой без вины виноватый, по имени Плюм, злополучный неудачник, чьи беды невольно вызывают в памяти хождение по мукам Иосифа К. из "Процесса".

Злоключения Плюма тоже выглядят вереницей притч об абсурде — слепков с жизни, непригодной для жизни. Поначалу, правда, Плюм, однажды ухитрившийся даже проспать тот момент, когда поезд переехал находившуюся под боком у него супругу, и за это привлеченный к суду, предстает в обличье фарсового недотепы, чаплинского Шарло, на чью долю выпадают все подзатыльники судьбы. Мишо вообще больше склонен к шутовской буффонаде заурядного повседневья, чем Кафка. Однако по мере знакомства поближе с незадачами Плюма желание смеяться пропадает: анекдот обнаруживает весьма мрачную подкладку, забавное в этом черном юморе прорастает поистине кафкианской жутью. Скажем, Плюм зашел в ресторан и заказал себе котлету.


Мечта о том времени, когда снова придут в гармонию характер

15 Марта 2013

Мечта о том времени, когда снова придут в гармонию характер и действие, не оставляла Вайяна. Передавая автору этих строк свою статью "Хвала политике", опубликованную всего за несколько месяцев до смерти, писатель сказал: "Тогда Вы лучше поймете, чем я живу". Последний напечатанный при жизни текст — тоже ключ к творчеству: "Сегодня мне кажется особенно интересным понять, почему, как, каким образом, в какой момент люди, не имеющие политического призвания, т. е. большинство, в какой момент люди, обычно далекие от политики недоверчиво относящиеся к общественной деятельности почему все эти люди вдруг приобщаются к политике? Понять, как, в каких обстоятельствах обычные люди, люди, одинаковые во все времена, вдруг начинают вести себя — и часто дружно, все вместе — как истинные политические деятели. Именно в такие моменты рождаются, как у Плутарха, великие люди Я не верю, что нечего больше ждать.


Дальнейшим этапом разрушения повествования и общепринятых норм

15 Марта 2013

Дальнейшим этапом разрушения повествования и общепринятых норм литературного языка явился роман Соллерса "Аш" ("Н", 1973). Его загадочное название пытались переводить как "Бомбоводородный роман", исходя из содержания некоторых его эпизодов, имеющих остро политический смысл (что нередко у Соллерса), и интерпретируя таким образом букву латинского алфавита, вынесенную в заглавие. Но сам писатель в одном из своих многочисленных интервью заметил, что в этом заглавии содержится звуковая ассоциация со словом "гашиш", употребление которого пробуждает у него творческое вдохновение. Чтение книги дает основания для того, чтобы на этот раз принять на веру слова Соллерса, любящего мистифицировать читателей. В тексте "Аш" нет ни сетки из 64 клеток, ни квадрата, составленного из ста отрывков-эпизодов, нет никакого организующего принципа, положенного в основу.


Персонажи, появляющиеся на страницах книг

15 Марта 2013

Персонажи, появляющиеся на страницах книг, рисуются последовательно и изнутри, и снаружи. В первом случае исчезает контур, бесформенная психическая субстанция постоянно изменяется, реагируя на внешнее воздействие. Персонаж становится многоликим Протеем, толпой непохожих двойников. Единственная его форма присутствия в мире — поток слов, тропизмов.


Сартровская неприязнь к жизни нашла свое отражение в сюжете

14 Марта 2013

Сартровская неприязнь к жизни нашла свое отражение в сюжете книги, разворачивающемся вокруг центральной темы: Матье ищет денег на аборт для своей любовницы. Нежелательная для Матье беременность Марсель невольно из "несчастного случая" получает в романе символический смысл подавления и ликвидации жизни. Показательно также, что слово "ненависть" — одно из самых распространенных в "Зрелом возрасте". Оно появляется чуть ли не на каждой странице; на некоторых — по нескольку раз.


Приведенная выше цитата взята из романа "Тошнота"

14 Марта 2013

Приведенная выше цитата взята из романа "Тошнота", этого развернутого философско-художественного манифеста атеистического экзистенциализма. В рамках западной секуляризованной культуры этот манифест до сих пор имеет сакральный характер откровения об "обезбоженном" мире, являясь как бы мистическим опытом постижения законов и тайн "обезбоженной" экзистенции.


Точка зрения героев необязательно совпадает с авторской

14 Марта 2013

Памятуя, что точка зрения героев необязательно совпадает с авторской, попробуем воссоздать более объективно позицию Юрсенар по данным проблемам. Начать с того, что в ее произведениях в целом немало женских персонажей, хотя наибольшей выразительности она достигает в изображении мужчин. Гамма женских характеров очень разнообразна, от "сирены до святой", по выражению К. Ф. и Э. Р. Фаррелл. Отрицательные типы женщин обычно ассоциируются с себялюбием (Сабина из "Воспоминаний Адриана", Ноэми из "Северных архивов"), со слабостью, т. е. отсутствием самости (Анжела из "Динария мечты", Хилзонда из "Философского камня"), с пристрастием к материальным благам (Марта Лигр из "Философского камня"). Нейтрально окрашенные женские характеры, как правило, функционально не выходят за рамки эпизодических персонажей, в них отчетливо проступают первичные женские архетипы земли (Дида из "Динария мечты"), воды (сирены, русалки).


Увидевшая свет на сцене театра "Каррефур" весной 1945 г. пьеса

14 Марта 2013

Увидевшая свет на сцене театра "Каррефур" весной 1945 г. пьеса Симоны де Бовуар "Лишние рты" предлагала один из самых нравственно достойных, по-своему оптимистических выходов из трагической коллизии. Выбрав эпизод из истории Фландрии XIV в. , писательница, конечно же, понимала, что он будет в восприятии зрителей перекликаться с недавним прошлым Франции, ставя перед ними проблему трудного выбора в трагической ситуации. Осажденный город должен был продержаться три месяца до прихода подкрепления, но в нем остается провианта лишь на шесть недель. И тогда появляется "разумное" решение избавиться от лишних ртов, изгнав стариков, женщин и детей.


Размежевание с традиционными представлениями

14 Марта 2013

И в эстетической сфере размежевание с традиционными представлениями XIX в. о воспроизведении жизни в искусстве тоже казалось безнадежным, хотя за этим размежеванием стояла важнейшая для художественной культуры Франции XX в. , после аполлинеровски-пикассовского поворота 1908— 1913 гг. , новация. Разорванность сюрреалистического образа проистекала из неприятия сюрреалистами самого принципа реальности (Realiatprinzip, по Фрейду). Они отвергали всякое воспроизведение "нементальной реальности", всего, кроме возникавшего в психике "бессознательно" (за редкими исключениями, где бессознательное тесно смешивалось с сознательным). Хотя Бретон на излете жизни был смущен сомнением, сотворили ли сюрреалисты что-либо подобное досюрреалистическим творениям художников 900—910- х годов — Аполлинера, Пикассо, Де Кирико, Пикабиа, Марселя Дюшана.


Этнолог К. Леви-Стросс

13 Марта 2013

Этнолог К. Леви-Стросс, чьи труды по мифологии получили всемирное признание, утверждал, что демифологизированный человек, утрачивающий систему духовных ценностей, в конечном счете превращается в "ничто". Отношение к слову: сосуществование двух принциповРеалистический роман в современной Франции всегда имел большую читательскую аудиторию, что неудивительно. Обладающий богатой национальной традицией, вобравший в себя опыт, в частности, русской прозы XIX в. и американской — XX, он умело строит повествовательную "историю", то есть обладает связным сюжетом, населен персонажами, действующими в соответствии с законами психологии (точнее, объединенными писательскими и читательскими представлениями об этих законах), вообще отличается "фигуративностью" (создает свой мир как определенный порядок вещей). Он органически связан с гуманизмом, скорее даже был его порождением, ибо описывает такого человека, который способен организовать свое видение мира, самовыразиться в своих поступках и эмоциях, найти способ войти в контакт с "другими". Французская нереалистическая литература в 50-е годы поставила под сомнение гуманистическое представление о человеке и предложила в варианте "нового романа" свою оригинальную литературную модель мира и человека.



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...