1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Увидевшая свет на сцене театра "Каррефур" весной 1945 г. пьеса

Победивший город сможет возродиться, другие женщины родят новых его граждан. Этой точке зрения противостоит иная, утверждающая ненужность и бессмысленность победы такой ценой. Можно предположить, что автор намеренно схематизирует ситуацию, в которой оказываются герои, но борьба между двумя точками зрения остра и захватывающа. Когда население города принимает единственное решение, при котором люди не потеряют уважения к себе — выйти всем вместе из городских ворот навстречу врагу, попытавшись прорвать окружение,— оно звучит как признание силы человечности и солидарности. ?Отзвук недавних мук и пережитых страданий звучал и в постановке драмы Альбера Камю "Калигула", премьера которой состоялась 25 сентября 1945 г. на сцене театра "Эберто". В заглавной роли выступил тогда еще мало кому известный актер Жерар Филип.

Герой, доводящий до трагического абсурда идею безграничности личной власти, не знающий предела садизму и жестокости в стремлении доказать самому себе ничтожность и абсурдность окружающего его мира, конечно же, ассоциировался с фашистскими лидерами, персонажами реальной истории. Но смысл пьесы, которую Камю начал писать еще в предвоенные годы, не сводился к этим аллюзиям. Калигула предстает в ней поначалу капризным и избалованным юным существом, которое, впервые испытав настоящее горе, смерть возлюбленной, оказывается не в состоянии вынести сделанного им открытия — ничто не вечно. Люди смертны и несчастливыТак открывается ему абсурдность человеческого существования, и он решает употребить свою власть, чтобы установить "царство абсолютной свободы", которое на деле оказывается его личной свободой безраздельно распоряжаться судьбой своих подданных.

Камю усугубляет вину своего героя тем, что выделяет в его окружении двух людей, патриция и поэта, которые противостоят ему: вступая в спор с Калигулой, они не помогают ему понять собственное заблуждение, а отстаивают иное миропонимание. Путь, избранный им как отмщение богам за их жестокость, но оказавшийся дорогой мучений и страданий для зависимых от его воли людей, он проходит до конца, превращаясь из человека, сознавшего собственную исключительность, а потому и высшую власть над остальными, в жалкого, полубезумного паяца. И лишь в последние мгновения, когда он уже окружен занесшими над ним кинжалы заговорщиками, Калигула делает еще одно, давшееся ему такой дорогой ценой открытие: убивать — это не выход из положения. По свидетельству очевидцев, в финале спектакля на сцене театра "Эберто" Жерар Филип, игравший Калигулу в очень экспрессивной манере постоянно сдерживаемой ярости, но и отчаяния, в невероятном напряжении и иногда бешеном темпе, произносил последнюю реплику своего героя "Я еще жив!" одновременно и как крик, и как приглушенное рыдание. Текст пьесы Камю предполагает образ КалигулыКритика отмечала, что текст пьесы Камю предполагает образ Калигулы более сдержанным, более холодным и расчетливым, более "бескорыстным во зле", чем тот, каким сыграл его Ж. Филип.

Но здесь, вероятно, необходимо учитывать не только актерский темперамент, но и временную дистанцию, лежащую между написанием пьесы и ее сценическим воплощением. Если Камю создавал "Калигулу" в 1938 г. , то Жерар Филип играл своего героя не просто семь лет спустя, а после самой разрушительной в истории человечества войны, в которой за маниакальные идеи "оздоровления человечества" было заплачено десятками миллионов жизней. Своего рода перекличкой с "Калигулой" Камю можно считать пьесу известного поэта и романиста Жака Одиберти "Ходит зло" (1947), представившую "женский вариант" выбора зла как главного оружия в борьбе с несовершенствами мира.

Сюжет ее не менее философичен, чем сюжет "Калигулы", хотя более прост и увлекателен: юная и чистая принцесса вымышленной страны Куртеланд отправляется в веселое путешествие на встречу со своим женихом королем Парфэ (что значит Совершенный), но выясняется, что политические интересы требуют расторжения помолвки. Оскорбленная решением жениха принцесса Аларика отдается молодому бесшабашному бродяге, но очень быстро обнаруживает, что тот состоит на службе у короля Парфэ, как и ее кормилица, воспитывавшая ее и пользовавшаяся ее безграничным доверием. Отныне Аларика выбирает зло и порок как самые надежные средства властвовать над людьми и становится жестокой правительницей Куртеланда. Беспрепятственно ходит зло по ее землям.

Роль АларикиРоль Аларики была первым по-настоящему большим успехом на театральных подмостках прекрасной французской актрисы Сюзанн Флон, которая стала в послевоенные годы одной из лучших исполнительниц лирико-героических ролей (с ее именем связан триумф "Жаворонка" Ануя в 1953 г. ). И то, что Аларику сыграла именно актриса такого плана, а Калигулу Жерар Филип, придавало воплощенным ими персонажам большую сложность и глубину, чем если бы при постановке этих пьес акцент делался на холодной рассудочности выбора героями своего пути. Ведь яростное и не боящееся разоблачительного гротеска исполнение Филипом роли Калигулы вобрало в себя не только трагическое знание реалий войны, но и трагедию личности, сделавшей в драматической ситуации неверный выбор. Камю писал о своем герое: "Калигула — это человек, которого страстное желание жить привело к разрушительной ярости, который ради верности себе предал человека. Он отрицает любые ценности. Но если он прав, отвергая богов, то ошибается, отвергая людей Он не понял, что нельзя все разрушить, не разрушив себя самого Это история об одной из самых человеческих и самых трагических ошибок" тесно связанный с драматизмом и героикой военных лет, с трагическими стоической надеждой, французский театр конца 40-х — начала 50-х годов несмотря на краткую временную дистанцию, очень многое определил в дальнейшем развитии драматического искусства.

При бесспорно доминирующей и определяющей роли в этот период драматургии Камк и Сартра, интенсивность воздействия их пьес на театральный процесс не ограничивается теми хронологическими рамками, в которые эти пьесы реально присутствовали на театральных подмостках. В 1944 г. впервые прозвучало имя Камю-драматурга, когда на сцене театра "Матюрен" была поставлена его пьеса "Недоразумение"; в 1945-м — "Калигула", в 1948-м Жан-Пут в театре "Мариньи" осуществляет постановку спектакля 'Осадное положение" по написанной для него Камю драматической версии повести 'Чума"; в 1949 г. — "Праведники". Вот и все драматическое наследие замечательного писателя, который еще лишь трижды возвращался в театр, в 1956 г, создав переложение "Реквиема для монахини" Фолкнера, "Рыцаря Ольмедо" в 1957 г. и в 1959-м "Бесов" Достоевского.

За восемь лет, разделяющие пьесы Сартра "Мухи" (1943) и "Дьявол и Господь Бог" (1951). им написаны четыре драматических произведения: "За закрытой дверью" (1944), "Мертвые без погребенья" (1946), "Почтительная шлюха" (1946), "Грязные руки" (1948). Затем, в 1952-м появляется "Некрассов" — единственное сатирическое произведение Сартра, в 59-ом новый всплеск интереса к "театру Сартра" с появлением его последней пьесы "Альтонские узникиДраматургия сыграла весьма существенную роль Драматургия сыграла весьма существенную роль в творчестве этих писателей и как справедливо отмечают многие исследователи творчества Камю и Сартра во Франции и в нашей стране10, идеи экзистенциализма получили наиболее экспрессивное выражение именно в пьесах, позволив им вести живой диалог со своими современниками и определить их реакцию на высказываемые идеи и постулаты, а характерная для драматургии диалоги- зированная форма вдохнула новую жизнь в сущностные размышления писателей-философов. Их приход в театр был очень важным фактом не только их творческих биографий, но прежде всего биографии послевоенного французского театра. Тенденция, связываемая с именами Камю, Сартра, пьесамиАнуя и Одиберти 40-х годов, получившая название "интеллектуального театра", или, что, вероятно, точнее, "театра идей", возникла во французском театре не в послевоенные годы. Она лежит в русле тех же поисков, которые вели в 20—30-е годы Бати, Дюллен, Жуве и Питоев, режиссеры, создавшие Картель (недаром постановщиком "Мух" Сартра был один из четверки Картеля Шарль Дюллен), и которые нашли наиболее адекватное воплощение в драматургии Жана Жироду (случайность ли, что в первой же своей пьесе Сартр обращается именно к тому же мифу, который столь блистательно был разработан Жироду в "Электре" (1937)?).

Младшие современники Жироду, пришедшие в литературу в 30-е годы, творцы послевоенного "театра идей" явились продолжателям с блеском реализованного в драматургии Жироду движения не интриги, а мысли, интеллектуальная насыщенность которой и облеченность в поразительное по красоте и точности слово составляли суть бесспорных завоеваний французского драматического искусства 30-х годов. Пьесам Жироду присуща в высшей степени и способность быть проводниками и комментаторами идей и проблем своего времени, связанных не с повседневностью и обыденностью, а с сущностными взаимоотношениями человека и мира. И коренное различие между его драматургией и драматическими произведениями тех, кто вольно или неосознанно явились продолжателями начатой Жироду театральной реформы (а по мнению некоторых театроведов, даже революции), кто так же, как и он, связали драматизм и напряжение сценического действия с борьбой идей, было различие в характеристике этих взаимоотношений.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...