1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Разве не логично было бы ожидать после той галереи юных бунтарок

В "Орнифле" к тому же Ануй калькирует саму семейную ситуацию, которую он использовал, например, в "Дикарке", когда принадлежащие к "сфере искусства" родители не понимают и не принимают устремлений своих отпрысков. Но жалкие, задавленные жизнью, бесталанные и по-обывательски ограниченные родители Терезы из пьесы середины 30-х годов в середине 50-х уступают место циничному и удачливому Орнифлю, порхающему по жизни как сквозной ветерок. И эту легкокрылую жизнь венчает легкая смерть, наступающая в счастливый миг предвкушения нового свидания.

И последняя реплика мадемуазель Сюпо, бесконечно преданной хозяину, как Сганарель Дон Жуану, но к тому же еще и влюбленной в своего мучителя, бессмысленно повторяющей услышанное по телефону "Тело мсье Орнифля!", звучит особенно трагикомично, когда вспоминается последняя реплика в мольеровском "Дон Жуане": "Мое жалованье!", трижды повторенная Сганарелем над телом хозяина. Дикарка Тереза отказывалась от счастья и благополучия, потому что твердо знала, что, даже если она станет крепко закрывать глаза, чтобы не видеть чужих несчастий, ей все равно будет мешать, будет вторгаться в ее безмятежную жизнь мысль о мерзнущей где-то бездомной собачонке. Герои пьес Ануя счастливо лишаются в 50-е годы способности думать не только о бездомной собачонке, но и о живущих рядом и страдающих по их вине людях. Эгоизм как жизненная позиция с годами оказывается все более оправданным и привлекательным для персонажей Ануя.

В 1981 г. появляется его пьеса "Пупок", где сосредоточенность героя на себе получает предельно завершенное выражение: самосозерцание сведено к созерцанию собственного пупка. Но нарциссизм, сниженный до уровня расхожего выражения, употребляемого для характеристики эгоистической натуры ("ничего не видит, кроме собственного пупка"), не становится объектом для осмеяния. Носители эгоизмаНосителями эгоизма, достойного осмеяния и разоблачения, оказываются теперь представители молодого поколения, уже не бунтующие, а паразитирующие на благах, отвоеванных у жизни их отцами, буржуазность которых они не забывают притом презрительно отметить и изобличить.

Поздняя драматургия Ануя в сравнении с большинством его ранних пьес создана словно по принципу перевертыша. Искренне страдавшие от мещанства и худших проявлений буржуазного здравого смысла, рвавшиеся за пределы душного и обязательно пошлого мира, в котором царят практицизм и обывательские представления о счастье, персонажи тех далеких лет ушли из его пьес вместе со временем, их породившим, вместе со взглядами на мир молодого писателя, преклонявшегося перед Жироду, Клод ел ем и Пирандел- ло. Их место заняли молодые создания, прекрасно научившиеся, не признавая уклада "общества потребления", потреблять его блага.

Их антибуржуазность, щедро облеченная в слова, никак не подтверждается поступками. Для поздней драматургии Ануя характерно своеобразное бесстрашие в расставании с прежними своими героями. Драматург порой возвращается к уже использованному сюжету, по-иному представляя его. Так было, например, с пьесой "Оркестр" (1961), персонажи которой напоминали зрителям о "Дикарке", но в сниженном, даже спародированном виде.

Еще более показательна в этом смысле пьеса "Ты был так мил в детстве" (1970). От былого столкновения Электры с Эгисфом, так трагически прозвучавшего в "Электре" конца 40-х годов4, ничего не осталось. Написанная на тот же сюжет пьеса 70-го года представляет нам Эгисфа добропорядочным буржуа, спокойно наблюдающим за бунтарскими порывами племянника.

А анархический бунт Ореста, который был так мил в детстве, а теперь превратился в злобного и не вызывающего симпатий юношу, выглядит "болезнью роста", которая непременно пройдет. В этом не сомневается хорошо знающий жизнь Эгисф, в этом автор убеждает и зрителей. Нет сомнения в том, что "Ты был так мил в детстве" — отклик Ануя на майские события во Франции 1968 г. Отклик человека, увидевшего в выступлениях молодежи лишь непочтительность к старшим, неприятие накопленных западной цивилизацией ценностей, ниспровержение основ ради ниспровержения.

Отклик человека консервативных взглядов. А ведь многие из лозунгов молодых в 1968 г. так напоминали гневные речи его Терезы или его Антигоны.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак (фр. Jean-Louis Guez de Balzac, род. 31 мая 1597 в Ангулеме, ум. 18 февраля 1654 г., там же) — французский писатель. Биография Гез де Бальзак — сын анноблированного мэра г. Ангулем. Учился...

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

  Биография Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался...

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...