1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В таком ясном, прозрачном мире нет больше места для стихотворного

Это сообщает стихотворению необычную, печально-светлую тональность. Умершая возлюбленная невозвратима, как и Эвридика, и, в противоречии со сказочным сюжетом, она не воскресает от поцелуя любви; весь следующий за ним образный ряд, напротив, метафорически закрепляет и подтверждает мотив смерти — здесь и птица, влетевшая в комнату, и дуновение нездешнего ветра, которому улыбается спящая, и неуловимые "ультразвуки" ангельской музыки. . . Но параллельно вводится и все громче звучит другая тема — тема распахнутого, широко раскрытого мира, где простейшие бытовые вещи и поступки напрямую связаны с небом. Стихотворение заканчивается образом пира-тризны, символизирующим торжество жизни, которая вбирает в себя и изживает трагедию смерти.

Гуманизация мифа происходит, хотя и иначе, также и в книге "Евангельские мотивы". По своей композиции и отчасти тональности она следует книге Клоделя "Corona Benignitatis Anni Dei" (1915). Оба поэта создают как бы сборник пояснений к картинкам для религиозной книги. Пояснения эти написаны в подчеркнуто "наивной" (в духе примитивизма) манере средневековых церковных поучений — поэт обращается к простодушным, необразованным людям и даже часто говорит от их лица "мы".

Однако конкретное содержание этого "мы" у двух поэтов разное. У Клоделя оно включает прежде всего слушателей христианских легенд, у Эмманюэля же — прежде всего их участников, то есть персонажей Евангелия, и особенно тот безымянный народ, что окружает Христа, наблюдает его деяния и страсти и в конце концов приходит к ощущению своей вины за его мученическую гибель. Получается своего рода стихотворный "сказ", воспроизводящий голос простодушного, но нравственно чуткого свидетеля; этим и определяется оригинальная интонация Эмманюэля, отличная от клоделевской.

Поэт не столько наставляет людей, сколько вникает в их переживания, вопрошает их, взывает к их совести.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

  Биография Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...