1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В таком ясном, прозрачном мире нет больше места для стихотворного

Это сообщает стихотворению необычную, печально-светлую тональность. Умершая возлюбленная невозвратима, как и Эвридика, и, в противоречии со сказочным сюжетом, она не воскресает от поцелуя любви; весь следующий за ним образный ряд, напротив, метафорически закрепляет и подтверждает мотив смерти — здесь и птица, влетевшая в комнату, и дуновение нездешнего ветра, которому улыбается спящая, и неуловимые "ультразвуки" ангельской музыки. . . Но параллельно вводится и все громче звучит другая тема — тема распахнутого, широко раскрытого мира, где простейшие бытовые вещи и поступки напрямую связаны с небом. Стихотворение заканчивается образом пира-тризны, символизирующим торжество жизни, которая вбирает в себя и изживает трагедию смерти.

Гуманизация мифа происходит, хотя и иначе, также и в книге "Евангельские мотивы". По своей композиции и отчасти тональности она следует книге Клоделя "Corona Benignitatis Anni Dei" (1915). Оба поэта создают как бы сборник пояснений к картинкам для религиозной книги. Пояснения эти написаны в подчеркнуто "наивной" (в духе примитивизма) манере средневековых церковных поучений — поэт обращается к простодушным, необразованным людям и даже часто говорит от их лица "мы".

Однако конкретное содержание этого "мы" у двух поэтов разное. У Клоделя оно включает прежде всего слушателей христианских легенд, у Эмманюэля же — прежде всего их участников, то есть персонажей Евангелия, и особенно тот безымянный народ, что окружает Христа, наблюдает его деяния и страсти и в конце концов приходит к ощущению своей вины за его мученическую гибель. Получается своего рода стихотворный "сказ", воспроизводящий голос простодушного, но нравственно чуткого свидетеля; этим и определяется оригинальная интонация Эмманюэля, отличная от клоделевской.

Поэт не столько наставляет людей, сколько вникает в их переживания, вопрошает их, взывает к их совести.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери́ (фр. Georges de Scudéry, 22 августа 1601, Гавр — 14 мая 1667, Париж) — французский поэт и драматург XVII века, представитель прециозной литературы. Брат Мадлен де Скюдери. Биография Родился в обедневшей дворянской...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...