1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Писать Бернар Клавель начинает в послевоенные годы

Иными словами, увлечение одновременно искусством и спортом не было само по себе исключительным, обычным для людей только высшего социального круга. Бернар Клавель был членом юношеской сборной Фран-ции по тяжелой атлетике, но также графиком, живописцем, ваятелем, резчиком по дереву. Эти его занятия остались увлечением писателя, а основным делом стали журналистика и писательский труд.

Первый роман Клавеля, имеющий солидный тираж,— это его книга "Поездка отца" (1964). В 1968 г. он получит Гонкуровскую премию за роман "Плоды зимы". В 1971 г. Бернар Клавель был принят в члены Гонкуровской академии на место покойного Жана Жионо.

У Жана Жионо его привлекает единство людей и природы, вера в чистый мир патриархального крестьянства, резко негативное отношение к войне как к бессмысленной катастрофе. С начала 70-х годов Бернар Клавель принимает участие в гуманных общественных начинаниях, защищает несправедливо осужден-ных или бессмысленно убиенных. Так, он создает эссе "Избиение младенцев" о благотворительной деятельности международной организации "Земля людей", занимающейся спасением детей, сирот и калек из стран третьего мира. Жгучие вопросы современности переполняют его, когда он пишет эссе "Умереть за Дакку" (1972), где яростно обрушивается на политику Франции в Индокитае: "Сильные мира сего, эти влиятельные люди из сферы политики, могут за несколько дней собрать международную конференцию, чтобы защитить свои интересы, но почему они ничего не могут сделать для того, чтобы вообще не проливалась кровь невинных?" Бернар Клавель побывал в Бангладеш и затем по-журналистски точно и публицистически ярко поведал читателям о муках голодных детей и жизни беженцев в страшных современных лагерях перемещенных лиц. Против "невыносимого бряцания оружием" направлено эссе Клавеля "Письмо человеку в белой фуражке" (1975), где он разоблачает националистические устремления некоторых своих сограждан, грязные политические сделки и войну как таковую.

Тяготея к конкретному в показе мирной жизни, Клавель делает эмоциональные обобщения, заводя речь о константах истории. Наполеон и Гитлер, Сталин и Мао, Макиавелли и Муссолини, по его мнению, были во власти "злого духа", вот почему они разжигали агрессивность народов. Писатель часто оперирует понятиями, имеющими всеобщий смысл: "человек", "любовь", "богатство", "мир", "свобода" и т. п. Не случайно поэтому он собирает мифы и сказки для детей всех времен и народов. "Легенды озер и рек""Легенды озер и рек" (1974), где объединены разнообразные истории, созданные фантазией жителей Африки и Азии, Европы и Америки.

Читатель попадает в мир преданий, сказочных превращений, в мир радостной мечты. Сегодня, когда вопросы об охране окружающей среды становятся вопросами первостепенной важности, некоторые истории звучат весьма актуально: и греческий миф о мстящем за себя лотосе Дриопе, и бразильская легенда о растении маниока, и французская сказка про елку, не снимающую с себя зеленого платья. Повествовательные схемы, мотивы и сюжеты сказок народов самых разных стран часто совпадают, отсюда напрашивается естественный вывод о возможном осуществлении идеи братства народов разных стран. В 70-е годы Бернар Клавель часто вмешивается в литературные дискуссии, выступая как поборник реализма. Обстоятельства личной жизни вынудили писателя оставить кресло Гонкуровской академии.

В 1977 г. он покидает Францию и живет попеременно то в Канаде, то в Швейцарии, то в Ирландии. Еще будучи во Франции, писатель декларативно держался вдалеке от столицы. Его всегда манила девственная природа, далекие от вездесущих туристов лесные края, горные массивы, чистые озера. Где бы он ни жил в 80-е годы — всюду прежде всего он ищет контактов с природой.

Его зачаровывают высокие снега, притягивают бездонные впадины, пьянит воздух необъятных просторов и непроходимых лесов. Писатель интересуется канадским фольклором, пионерами американского Севера, исконными проблемами древнейших жителей Ирландии. Эта связь с землей, природой будет крепнуть в творчестве писателя год от года.

На творчество Бернара Клавеля в начале его пути большое влияние оказал Виктор Гюго — единственный писатель, книги которого были в доме его отца. Высокое совершенство романтика XIX столетия, свойственные Гюго приемы контраста и гиперболы, прославление самоотверженности, добра и милосердия внушали Клавелю чувство восхищения, смешанного с преклонением и желанием подражать. Однако когда Клавель издал свои первые романы, критика нашла у его книг сходство с манерой Шарля-Луи Филиппа, а позднее Эжена Даби. Узнав о приписываемых ему увлечениях, писатель очень удивился, он этих авторов никогда не читал. Только много времени спустя он познакомился с творчеством этих писателей и действительно стал считать их своими братьями по духу.

В 80-е годы внутренним ориентиром для Бернара Клавеля стали герои и сюжеты, связанные в нашем воображении с именем Джека Лондона, создавшего "Северные рассказы" и "Мартина Идена". Ощущение величия жизни, мужчины, побеждающие все препятствия на пути к счастью и правде, суровая природа, нравы и обычаи людей, привыкших к ежедневному труду, к поединкам с природой роднят американского писателя и неофита канадского Севера, ощутившего героизм его первопроходцев.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...