1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Если автор и герой заранее знают ответы на все вопросы

Те же герои: самоотверженный священник, его пожилой наставник, молодая женщина или девочка, влюбленная в священника, умирающий мальчик, преуспевающий писатель (только вот место врача занял коммунист, руководитель партячейки). То же время действия: зима, по преимуществу вечер и ночь. Совпадают даже отдельные детали: подобно сельскому священнику отец Пьер у Сесброна постигает свое призвание, увидев себя в Гефсиманском саду; второстепенные персонажи, обреченные на смерть, подсознательно принимают позу распятого (рабочий Жан у Сесброна, обе Мушетты у Бернаноса, Тереза Дескейру у Мориака). Сесброн сохраняет почти всю символику католического романа, но полностью лишает ее мистического смысла: его герой, молодой священник с седыми волосами (цвет проказы), сознательно обрекает себя на адские условия существования: трудится чернорабочим на заводе, а после смены помогает страждущим, проповедует слово Божие. Для Мориака, Бернаноса, Грина бедность — такая же религиозная, экзистенциальная проблема, как любовь; для Сесброна и Сен-Пьера — только социальная.

Книги обоих писателей открыто полемичны, движение священников-рабочих оценивается ими с прямо противоположных позиций. Сесброн — горячий сторонник религиозного модернизма (обновленчества), Сен-Пьер — противник. Первый доказывает, что христианская забота о бедняках важнее мессы, что надо сперва устроить бездомных на ночлег, а потом служить службу, что надо максимально упростить обрядность. Печься следует только о заблудших овцах, а паству, исправно посещающую церковь, предоставить самой себе. Во имя борьбы за мир, отстаивания интересов рабочих надлежит идти на союз с коммунистами, действовать сообща.

Несмотря на бесспорно благие намерения автора и героя все это, к сожалению, напоминает печально известные зубатовские кружки начала века, да и во Франции 50-х годов движение очень быстро пошло на убыль (характерная деталь — о работе отца Пьера на заводе не говорится ничего). Мишель де Сен-Пьер, напротив, считает, что пастырь должен быть в первую очередь священником, нельзя изгонять из веры понятия чуда, сверхъестественного, подстраивать религию под науку. Сама красота церковного ритуала, повторение простых и вечных евангельских истин помогут пастве обрести благодать.

И уж конечно, союз с коммунистами ни к чему хорошему не приведет.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...