1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

"Странное одиночество"

Не попади Соллерс в поле зрения этого критика и исследователя, во многом определившего характер экспериментаторских поисков литераторов 60-х годов, неизвестно, что стало бы с ним. Но эта встреча была вполне закономерной, ибо Барту, разрабатывавшему тогда свою теорию письма, был нужен именно такой писатель, как Соллерс, в свою очередь нуждавшийся в таком наставнике, как Барт. Подобная зависимость между литературой и критикой создает впечатление, что произведение пишется только для критика, являющегося, по существу, единственным читателем, способным оценить его по достоинству и понять все его совершенства. Но происходит это не потому, что критик наделен какой-то особой способностью восприятия, а потому, что произведение, написанное как программная реализация определенных принципов, в свою очередь, является стимулом дальнейшего развития теории. В результате пробных взаимоотношений, в которых обычному читателю просто не остается места, складывалась литература в высшей степени герметичная, элитарная, рассчитанная лишь на горстку литературных снобов.

Впрочем, упреки в элитарности, которые не раз адресовали Соллерсу и его единомышленникам, они отвергали решительно, относя их за счет буржуазной ограниченности оппонентов, якобы не понимающих сущности нового, антибуржуазного искусства. Мысль о настоятельной необходимости создания новой литературы, которая была выдвинута в 60-е годы и по-прежнему продолжает быть одной из ведущих в его творчестве, продиктована типично левацким убеждением в том, что все институты буржуазного общества, в том числе и литература, подчинены задаче укрепления господства буржуазии. Проявляется это, по мнению Соллерса и его сподвижников, в том, что литература изображает мир, но представляет его как более или менее упорядоченную и организованную систему, основанную на определенном сюжете, интриге, обрисовке персонажей.

Наконец, эта литература пользуется языком как инструментом, орудием познания и средством изображения, а язык в представлении Соллерса является областью, где контроль буржуазной идеологии сказывается особенно ощутимо и манипулирование массовым сознанием происходит в наибольшей степени безнаказанно.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...