1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Общее направление драматургии Виана

На последнем этаже, в последнем акте, отец оказывается в одиночестве. Он пытается приободрить себя воспоминаниями, призывает на помощь патриотические чувства и т. д. , но все это выглядит нелепо, и он выбрасывается в окно. В пьесе, помимо перечисленных персонажей, действует или скорее присутствует еще одно таинственное существо.

Названное в ремарках "шмюрц", оно ни разу никак не называется самими героями пьесы. Этот шмюрц похож на большую лоскутную куклу, перевязанную бинтами. В последнем акте отец набрасывается на него и в отчаянье начинает душить. Однако шмюрц не только не гибнет, но начинает "урчать и выпрямляться".

Отец убивает шмюрца из револьвера. Слово "шмюрц" происходит от немецкого "Schmerz", то есть "боль". Его все время обижают персонажи пьесы, словно компенсируя свою агрессивность: наносят удары, колют ножницами. По поводу "шмюрца" один из французских исследователей писал: «Конечно, нет ничего проще, чем сказать, что шмюрц — это символ!

Но нет, это — шмюрц. Представляет ли он собой душу, нечистую совесть, автора, прошлое, героя нашего времени, трудновыразимую истину? Безусловно, нет. Это не мундир; это существо. Главное, что он присутствует, важно его "реальное присутствие", а не объяснение того, что он значит. . . »Такой многозначный образ характерен для театра абсурда, как и образ "строителей империи", которые, возможно, и производят шум, стремясь изменить существующий порядок вещей.

Французская критика справедливо воздает должное Виану как предтече "нового театра", имеющего притчевую основу. В более широком смысле Виана следует рассматривать как писателя-новатора, стилиста и стилизатора, создавшего в "Пене дней" на основе монтажа различных стилей свой собственный метастиль, отразивший пестроту, разнообразие и в то же время фундаментальную условность всевозможных художественных решений. Его общественная позиция столь же антибуржуазна, сколь и пессимистична.

Его отчаянья "не заметила" бунтующая молодежь 68-го г. , увидевшая в Виане своего вдохновителя и союзника. Для Виана даже эскепизм стал в конце концов метафорой самоубийства и "игра в трагедию", озарившая "Пену дней" неожиданным светом, постепенно перестала быть "игрой".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...