1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эстетика

Постоянная игра со временем свойственна не только "Антимемуарам

16 Марта 2013

Постоянная игра со временем свойственна не только "Антимемуарам", но и "Лазарю", и книгам о великих художниках, где, в соответствии с природой эссе, также отрицается "абсолютное прошлое" и настоящее утверждается в роли "временного ориентира и целостного критерия". Все дальние и ближние воспоминания Мальро возвращаются к нему самому, включаясь в круг незавершенной авторской жизни. Беллетристические, автобиографические, политические, исторические, искусствоведческие пассажи, неизменно личностно окрашенные, складываются в общую концепцию жизни — антисудьбы.


Редкий писатель в наши дни столь неутомимо прославляет царство

15 Марта 2013

Редкий писатель в наши дни столь неутомимо прославляет царство покоя, патриархальную жизнь, единодушие и коллективизм. Он никогда не забывал заветов Жана Жионо, бежавшего от политики, но верившего в незримую связь с землей, с местом, где родился и рос. Наверное, поэтому тиражи романов и эссе Клавеля очень высоки как во Франции, так и во многих других зарубежных странах. Дар Клавеля писать маслом и делать интересные графические рисунки нашел свое отражение в литературных эссе, посвященных творчеству художников Леонардо да Винчи (1967), Ван-Гога и Гогена (1958).


Обратившись к теме, которая занимала в эти годы многих писателей

15 Марта 2013

Обратившись к теме, которая занимала в эти годы многих писателей (достаточно напомнить Веркора с его повестью "Оружие мрака", 1949, или Р. Мерля, автора романа "Смерть — мое ремесло", 1952), Гаскар создает произведение, для тех лет достаточно необычное. Действие книги происходит в 1942 г. на территории Восточной Польши, оккупированной Германией. Война ушла дальше на восток — к берегам Волги и Дона.


В пыльной артистической уборной

15 Марта 2013

В пыльной артистической уборной, в "хаосе грима и крема" сидит перед зеркалом Актер, пристально вглядываясь в свое отражение. Вся его жизнь ушла на то, чтобы "быть кем-то другим", и то, что маячит сейчас перед ним в зеркале, "ничуть на него не похоже". Тень ли это Принца Датского, Дон Жуана или Короля Лира? Сегодняшний вечер внушает Актеру страх.


"Уголья и река"

15 Марта 2013

"Уголья и река" состоят из четырех небольших поэм и четырех глав, написанных ритмизированной прозой и называющихся "рассказами". "Рассказ I" и "Рассказ III" сопровождают стихотворные "Примечания", развивающие и углубляющие отдельные их пассажи. "Рассказ I" сопровождают 26 "Примечаний", а "Рассказ II " — всего 5. "Рассказы" открывают процесс внутреннего движения, становления поэта, причем второй и четвертый "Рассказы" более конкретны и повествуют, в частности, о путешествии автора в Алжир, Марокко, Сенегал и Мавританию. Книга поражает вызывающей щедростью красок, колдовской силой образности: "Красота лошадей пронеслась сквозь мрак с корзинами орехов и слив, и сети, полные рыбы, укрыли снегом порты, населенные алыми деревьями", у новой земли "вкус эстрагона и сырых артишоков", "на восходе, во время отлива, когда полная луна так красива на черных скалах, и от горизонта до сосен длинный ртутный отблеск океана растворяется в розовом воздухе с прохладным шумом гравия. . . ", "запах жимолости тек к морю с муравьями, кожурой, кактусовыми ягодами, обвал охры", "глаза, лиловые, словно кожица инжира", "холод, улегшийся в долине как медведь". Образы Ренара чувственны, но в них есть некое второе, потаенное измерение, едва уловимый холодок чего-то не доступного органам чувств. Как говорит сам поэт, "это знак чего-то (или кого-то), предстающего как абсолют, как тайна.


С 1948 г. цикл романов "Конец людей" публикует Морис Дрюон

15 Марта 2013

С 1948 г. цикл романов "Конец людей" публикует Морис Дрюон (род. 1918). От одной войны к другой — путь персонажей романа, целого общества всесильных "верхов" света и полусвета, всемогущих богачей, политиканов, деятелей культуры.

Это поистине "конец людей"; возвышенное и бескорыстное вытравливается из "клубка змей", сцепившихся в жестокой схватке, в смертельной конкурентной борьбе. Разоблачение безжалостно, отношение писателя не скрыто за объективным эпическим повествованием, Дрюон саркастичен, язвителен, сатиричен, что обогащает те изобразительные средства, которые явно говорят о зависимости Дрюона от Эмиля Золя. Однако разоблачение "могучих семей" столь сконцентрировано на падении нравов, на навязчивой сексуальной теме, что картина в конце концов оказывается односторонней, напоминает покаянное самобичевание.


Любовь — испытанное средство спасения героя

14 Марта 2013

Любовь — испытанное средство спасения героя от метафизического "невроза". Сартр предложил Рокантену проверить его на себе. У рыцаря "тошноты" некогда была возлюбленная, Анни, с которой он расстался, но к которой сохранил самые нежные чувства.

Она живет по другую сторону JIa Манша. Анни — второстепенная актриса лондонского театра. Когда Рокантен заболел "тошнотой", мысли об Анни стали нередко его посещать. "Я хотел бы, чтобы Анни была здесь",— признается он в дневнике. Встреча в парижском отеле вызвала у героя меланхолическое чувство ностальгии по прежним временам, которое тем больше усиливалось, чем больше он понимал, что прошлое не возвратить.


Продолжение, "Завтра будет день"

14 Марта 2013

Продолжение, "Завтра будет день", написанное уже после войны, не имело успеха именно потому, что автор довел действие до логической развязки, сделав героев однолинейными: Жорж, боясь обвинений в коллаборационизме, разрешает Гийу участвовать в Сопротивлении, и тот гибнет накануне Освобождения. Герой может быть кровавым убийцей, как Ферранте и Малатеста, или святым, как дон Альваро, магистр ордена Сант-Яго, и Сиснерос, кардинал Испании,— путь у них один. Презрев мирские соблазны во имя Божие, во имя самых благородных идеалов, гордец дон Альваро уничтожает себя как личность — разоряется, отказывается быть рыцарем, христовым воином (как лейтенант Олиньи, герой "Песчаной розы", он против колонизации, порабощения чужих народов), заточает себя в монастырь. Он любит себя в Боге, а не Бога в себе, а самообожествление, по Монтерлану,— это поклонение Пустоте, Небытию.


Мишель ДегиЭто имплицитно присущее поэзии начало Мишбль Деги называет "словом в слове" (mot dans le mot) или "словом вне слова" (mot sans le mot), приписывая ему возведенную в принцип саморефлексию современной литературы. В его эстетике оно выступает как

14 Марта 2013

Строфа, открывающая стихотворение "Благоговение" (Devotion), строится на использовании ряда риторических приемов. Меняя графическую форму слова "abomination" (мерзость, отвращение), Деги "встраивает" в него новую структуру, восходящую к латинскому "ad hominem" ("применительно к человеку"). В середине слова появляется добавочный знак, не влияющий на звуковую субстанцию лексической единицы.


Интенсивность духовной жизни

14 Марта 2013

Ею, этой эпохой, определялась интенсивность духовной жизни, напряженность поиска, острота и резкость столкновений. Сказалась она и в особой роли интеллигенции, в традиционном, по сути, для Франции ее воздействии на жизнь общества. Подлинными властителями дум были писатели, которые представляли Францию в широком аспекте оттенков, сложившихся по ходу борьбы против фашизма, против оккупантов — от Арагона до Сартра, от Камю до Мориака. Бестселлером стала подпольная повесть "Молчание моря" Веркора.


Если автор и герой заранее знают ответы на все вопросы

13 Марта 2013

Но если автор и герой заранее знают ответы на все вопросы, если роман — не процесс поиска истины, а ее иллюстрирование, тогда многомерность мира исчезает, а с ним и присутствие Бога. Тогда смысл книги заключен уже не в поэтике, а в пространных диспутах, герои делятся на плохих и хороших, поступки оцениваются однозначно. Это ясно видно на примере двух книг: "Святые идут в ад" (1952) Жильбера Сесброна и "Новые пастыри" (1964) Мишеля де Сен-Пьера32. Внешне они созданы в традиции Бернаноса: реалистическая точность деталей, жестокое описание трудной жизни бедняков (только уже не крестьян, а рабочих парижских пригородов).



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...