1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Обманывают потому, что действительность не удовлетворяет

М. Робер объясняет, почему предпринятые попытки обновить роман были во многом обречены на неудачу: новаторы были техниками, игравшими с формами и забывавшими, каким реальным потребностям служит искусство романа. Литературное поле после 1968 годаМолодежный бунт, вспыхнувший во Франции в 1968 г. , явился восстанием против всей системы стереотипов западного общества, против его социальной и политической семиотики. Его последствия значимы не только для Франции. Весь Запад, от Калифорнии до Берлина, испытал воздействие новых идей, которые в конечном счете изменили его ментальность. Сущность этого изменения, не подвластная марксистскому классовому анализу, в том, что "серьезное", "буржуазное" отношение к жизни было поставлено под сомнение.

Традиционная культурологическая аксиология также сместилась в сторону того, что по-английски зовется fun (шутка, забава). В результате ирония, парадоксальность, свободолюбие стали теми необходимыми качествами, которые обеспечивали молодому поколению невероятную (по словам чешского писателя Милана Кундеры) "легкость бытия". Конечно, далеко не все завоевания 1968 г. были сохранены. Общество потребления не изменило своей "рыночной" сути, оно нашло способы вовлечь людей в новый водоворот потребительства. Но культура сопротивлялась как могла, прибегая порой к "запрещенным" приемам нигилистического шутовства ("циничные" комиксы для взрослых), политического эпатажа и экстремизма (маоизм и т. д. , вплоть до терроризма), гедонизма (наркотическая культура "травки" и "балдежная" поп-музыка).

Впрочем, моралистическая контрреакция была почти незамедлительной. Вчерашние маоисты, спохватившись после того, как они чуть было не сползли в заурядный сталинизм, и начитавшись "Архипелага ГУЛАГ", уже в середине 70-х годов сформировали движение "новых философов" (Андре Глюксман, Бернар-Анри Леви и др. ), которые отрицали тоталитаризм, становясь на классическую западную позицию индивидуализма и здравого смысла. После 1968 г. произошла существенная дегероизация литературы. Сегодняшний французский писатель, как правило, более не выступает от имени человечества, Франции и ее народа. Ему скорее по душе роль представителя какого-либо меньшинства, маргинального или оппозиционного движения, наконец, просто выразителя своего собственного "я".

В связи с этим наблюдается дробление литературного процесса, расслоение читательской публики, что видно, в частности, по феминистской или региональной литературе.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...