1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Трехтысячелетнее или более развитие европейского искусства

Эта эра, начиная с XIV—XVI вв. , в свою очередь, проявляется в поздне-византийском и византийского круга земель художественном развитии, а с еще большей определенностью — в Западной Европе в художественной культуре Прованса, Франции, Каталонии, Сицилии и Южной Италии, Пизы, а затем, как ныне говорят, "обвально" — во Флоренции, Сиенне, Риме, Венеции — во всей Италии, потом во Франции, Германии, Испании, Англии, Венгрии, Далмации, Чехии, Польше — в росте изобразительного начала сперва в родственных готике направлениях, а затем в полном его развитии в Ренессансе. Эра преобладания изобразительности (вторая после греко-римского мира) господствовала до рубежа XIX—XX вв. , когда на первое место, третий раз в европейской художественной истории, вновь выдвигается выразительность, чье усиление не всеохватывающе, и в разной степени сказалось в разных ареалах и в разных искусствах и, судя по опыту, тоже не должно быть вечным. Симптомами этого была и абстрактная живопись, и ее неожиданное отступление, а также спорная значительность постмодернизма, который пока не выдвинул своих Рембо, Аполлинеров, Элиотов, Незвалов, Сезаннов, Роденов, Ван Гогов, Гогенов, Пикассо, Кирико, Пикабиа, даже своих Сальвадоров Дали. Что же касается сюрреализма, то его образ как девятого вала "выразительности" французского XX в. несколько размывается из-за несоответствия поднятого сюрреалистами "шума", блеска их манифестов, заявлений, статей, речей художественному успеху какого-либо действительно крупного поэтического произведения самого Бретона или его верных соратников.

Отошедшие от сюрреализма или неортодоксальные сюрреалисты в художественном отношении оказались значительнее своих недавних или далеких друзей. Вершинными стали многие книги стихов Элюара, чистейшего лирика новой Франции, хотя и покалеченного в последние годы жизни ржавыми и тесными политическими путами. Еще трагичнее в этом отношении была судьба Арагона, но и он, когда он сам, а точнее, когда ему, его поэзии не наступали на горло, создавал замечательные произведения. Из более далеких в таком контексте надо упомянуть Рене Шара, а из творцов других родов искусства в этом ряду замечателен Буньюэль, Кирико раннего периода, а в заключение — Пикассо всех времен. Импозантный и влиятельный в целом французский сюрреализм сам по себе в своем основном русле не дал таких александрийских Фаросов искусства, какие явили романтики, реалисты, символисты XIX в. и первые авангардисты времен Аполлинера.

Сами сюрреалисты, хотя в принципе не признавали изображения реального мира в искусстве, не совсем отказывались от непревзойденного в XX в. аполлинеровского авангардистского "поэтического реализма". Иногда под этим же или близким названием уже в сюрреалистические годы "поэтический реализм" возрождался в поэзии и кинематографе Франции. Поздние художественные произведения БретонаПоздние художественные произведения Бретона, его последний поэтический сборник под гордым названием "Знак восхождения" (1949), лирическая проза, порожденная бурными событиями истории и двумя большими увлечениями в жизни поэта — "Неистовая любовь" (1937) и "Арканум 17" (1944— 1947), во второй из которых непредвиденно звучат такты некоего гимна в прозе подлинно французскому духу и Сопротивлению, убеждают, что в главном поэт, несмотря на все свои странные игры, хотел быть искренним и порою был более искренним, чем два его наиболее прославленных товарища по сюрреализму. Вокруг Бретона мерцает ореол значительного писателя, пусть сюрреализм в целом и не выполнил (никем не выполненных) грандиозных задач, полного переворота в поведении и вкусах людей.

Сюрреализм после второй мировой войны постепенно растворился в поэзии разных групп и в еще большей степени преобразил живопись. Можно сказать, что сюрреализм ушел в живопись, где стал вследствие установки на "дисформирование" едва ли не ведущим течением французского, вообще европейского северно- и южноамериканского модернистического изобразительного искусства. С художниками Максом Эрнстом, Гансом Арпом, Паулем Клее, Андре Массоном, Рене Магритом, Ивом Танги, Жоаном Миро, Альберто Джакометти, Сальвадором Дали, Оскаром Домингесом, Валентиной Гюго, Марией Туайен-Черминовой, Полем Дельво, Аршилом Горьким, Марселем Дюшаном, Роберто Маттой и предшественниками, такими, как Пикассо и кубисты, как Франсис Пикабиа, Марк Шагал, Джорджо Де Кирико, сюрреализм во многом определил лицо полувека в живописи, скульптуре, бытовом декоре на Западе, а отчасти и на Востоке.

До сих пор в искусстве, особенно на Западе, не видно другого большого пути, несмотря на множество более или менее близких сюрреализму модуляций. Самые распространенные современные книги о сюрреализме, такие, как "Общий словарь сюрреализма" или "Сюрреалистическая вселенная",— это прежде всего книги об изобразительном искусстве, насыщенные иллюстрациями более, чем анализом сюрреалистической поэзии и эссеистики.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Бернар Фонтенель

Бернар Фонтенель

Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Биография Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...