Центральной фигурой усложненно-метафорической поэзии этого времени
18 Марта 2013
За многими конкретными приметами окружающего мира Рене Шар закрепляет совсем не те свойства, которые традиционны. Так, змея для Шара (как и в поэтике Востока) — воплощение утонченности, духовности, верности своему призванию; тростник — символ выдержки; молния не пугает, а, напротив, ищет сочувствия ("Молния с личиком школьницы . . . улыбнитесь ей, она изголодалась, изголодалась по дружбе"), повилика (le liseron), так часто воскрешавшая во французской поэзии дух предательства, Шару напоминает о доверии, ласке ("Море, доверчивое как повилика"). Попытавшись расшифровать поэтические тексты Шара с помощью традиционно выявляемых качеств, мы потерпели бы неудачу. Целые ряды конкретных слов употребляются Шаром с необычным смысловым оттенком, но сохраняют этот оттенок постоянно, в любом контексте.
Необычное качество "проступает" только в процессе повторов при углубленном знакомстве с творчеством — без этого отдельное стихотворение так и остается темным. Абстрактные понятия в поэтике Шара, напротив, постоянно меняют свое значение, предстают многозначными, противоречивыми. Именем Гипноса (бога сна) Шар подписывал во время войны свои конспиративные послания, это же понятие он вынес в заглавие одной из основных своих книг. К этому ключевому для него слову (при игре значений "Гипнос" и "гипноз") поэт возвращается многократно, но оттенки смысла изменчивы. "Загипнотизированная листва" передает состояние блаженства, покоя, в других случаях гипнос — воплощение мужества вопреки безумию.
Однако, называя "преступниками тех, кто останавливает в человеке движение времени, чтобы усыпить и развратить его душу", Шар связывает с гипносом иной строй понятий. Осознание поэтической темноты как препятствия чувствуется в литературно-критической книге Рене Шара ("О поэзии", 1958), а также в его стихотворениях-манифестах из сборников "Библиотека в огне" (1955), "Вестники утра" (1950).
Наш опрос
Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...
Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...
Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...
Ретиф де ла Бретонн
Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и…
Валантэн Конрар
Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до…
Шарль Сорель
Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из…
Шарль Котен
Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным…
Теофиль де Вио
Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -…
Бернар Фонтенель
Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Биография Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после…