1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эстетика

Подобная манера письма

18 Марта 2013

Конечно, подобная манера письма, которая наиболее широко представлена в "Зази" (два других его романа 60-х годов почти свободны от звукописи), предлагает своего рода ребус, разгадывание которого словно входит в правила игры, которую ведет автор. Игровой момент вообще имеет немалое значение для творчества Кено, особенно более раннего периода, когда писатель был тесно связан с сюрреалистическими установками. Примечательно, что игровой момент, поначалу, казалось бы, соотносимый лишь с формальными поисками Кено-стилиста, проникает и в чисто сюжетно-событийную ткань его романов. Писатель любит изображать разного рода зрелища, вплоть до кино, которое занимает большое место во многих его произведениях, когда экранная жизнь становится неотъемлемой частью жизни его персонажей (напр. , "Далеко от Рюэля", 1944). Но больше всего по душе Кено изображение цирковых представлений, аттракционов, луна-пар- ков, где развлекаются и работают герои.


"Новый роман" в принципе ставил задачу воспитать читателя

17 Марта 2013

Разумеется, "новый роман" в принципе ставил задачу воспитать своего читателя, обучить его новым литературным правилам. Но для Мишеля Бютора, человека активного, принимавшего участие в событиях мая 1968 г. (он писал бунтарские стихи, лозунги, тексты для студентов, создал в те дни Объединение писателей), искусство — инструмент не только познания, но и преобразования мира. По его сознательно утопической концепции, каждое произведение и культура в целом — это и сложно организованный семиотический механизм, и живое существо.


Понять архитектонику романа Клода Симона помогает

17 Марта 2013

Понять архитектонику романа Клода Симона помогает "Слепой Орион" (1970) — текст, изданный в иллюстрированной серии "Тропинки творчества" и впоследствии включенный автором в роман "Тела-проводники" (1971). Иллю-страции, подобранные самим автором,— это своего рода "преднаходимые" писателем элементы "контекста", в котором существует сознание, уже "материализованные" моменты этого сознания. Именно они, как считает Клод Симон, направляют ассоциативную память, подчас "заслоняя" непосредственное воспоминание о жизненном факте. К. Симон приводит в доказательство воздействия на художника "чужого" взгляда пример Стендаля: описывая свой переход через Альпы с итальянской армией Наполеона, то есть одно из сильнейших своих жизненных переживаний, Стендаль обнаружил, что воспроизводит не собственное воспоминание, а гравюру, изображающую этот переход, которую видел через несколько лет после самого события. Характер иллюстраций, собранных в "Слепом Орионе", самый разнородный.


Читатель должен почувствовать, что Бретон "Арканума 17"

17 Марта 2013

Читатель должен почувствовать, что Бретон "Арканума 17" был в данном случае тоже по-своему поэтом Сопротивления: "Все, что происходит наиболее воодушевляющего и наиболее благородного,— пишет он, сказав о той высоте, на которую поднялось понятие Сопротивление,— воодушевляющего потому, что оно не подчиняется никакой внешней воле, никакому принуждению aucune contrainte) и не отступает перед готовностью жертвовать жизнью — а только в этом случае можно быть уверенным, что жертва совершается по свободной воле,— это понятие вдохновлено духом сопротивления таким, как он проявляется в оккупированных странах Европы. Все дает право говорить здесь о героизме, восстанавливает всю полноту ценности этого опошленного понятия. . . ". И Бретон говорит о людях в борьбе с оккупантами, умевших умирать, как они умели жить. Из сказанного нельзя делать слишком однозначные выводы — не поэтичность, а собственно поэзия Сопротивления, эстетически не сюрреалистическая, "ангажированная", казалась Бретону банальностью. В "Пролегоменах к третьему манифесту сюрреализма, или Нет" (1942) Бретон и в тот момент предпочитал поэзию, которая порвала бы "со всеми банальностями, с элюаровской или с другими"41. В Беседах (о сюрреализме) с Андре Парино (1913—1952) Бретон предпослал последней, 16-й, радиобеседе свои стихи "Поэтическое объяснение, как плотское объятие, // Пока оно длится, // Возбраняет всякий выход к горестям жизни".


В следующем романе писательницы призмой

17 Марта 2013

В следующем романе писательницы призмой, преломляющей череду дней, является не Слово, а Нота. "Двери в городе Губио" (премия Ренодо за 1980 г. ) открывают сложные пересечения нескольких плоскостей пространства и времени. В синхронном срезе — дневниковые записи и письма трех коллег-музыкантов, чувствующих себя чужими в мире интриг и прозаической лжи. В диахронном — их жизненные судьбы до "общего" времени, привычки, пристрастия, которые формируются в молодости и определяют личность. Разные индивидуальности, одинаково ранимые и беспомощные перед жестоким хладнокровием "других".


В ранних стихотворениях, вошедших в книгу "Анти-Платон"

17 Марта 2013

В ранних стихотворениях, вошедших в книгу "Анти-Платон", определились основные черты поэтики Бонфуа с ее тяготением к абсолютизации сюрреалистических принципов организации поэтического пространства; но за "жесткостью" метафор, случайностностью образных решений присутствует волевое устремление к преодолению энтропии художественного образа, построенного по законам эстетики модернизма. Поэтический голос Бонфуа обрел отчетливость в первом авторском сборнике стихотворений, с которым имя автора непреложно ассоциируется по сей день. В книге "О движении и неподвижности Дувы" он создал некий призрачный персонаж, который стал явным или скрытым адресатом целого ряда его сборников, определив установку на диалогичность и субъективную рефлексию двоих, положенную в основу лирического переживания мира. На лексическом уровне это подчеркивается верховенством местоимений "я", "ты", "мы", придавая ощущение конкретности метафизическим переживаниям. Сборник состоял из пяти частей — "Театр", "Последний жест", "Дува говорит", "Оранжерея", "Истинное место" — и был посвящен одиноким прогулкам лирических персонажей по пустынным пескам среди таинственных ландшафтов под низким небом при тусклом свете луны.


Эти размышления и являются основной канвой книгиНазвание создаваемого романа — "Великий лондонский пожар" — родилось внезапно, во сне, когда явился спящему образ рыжеволосой девушки на империале лондонского автобуса. И теперь автор идет по грани, которая

16 Марта 2013

Творчество Бернара Ноэля (род. 1930) имеет две точки притяжения — поэзию и публицистику, между этими полюсами оказался возможным и роман. Среди книг писателя разные по жанру произведения: сборники стихов, политические эссе, дневники путешествий, художественная критика, поэмы и любовные истории о жизни чувств, парящих на высоте стиха. Сам писатель говорит о себе, что он прежде всего поэт, да и читатель его прозы тотчас поймет, что имеет дело с поэтом: и публицистическая, и романическая его речь ритмичны и живы богатством образного слова. Существует расхожее мнение, что сегодня читать стихи нельзя.


О злодеяниях фашизма писали после войны многие

16 Марта 2013

Причины, приводящие человека к предательству, исследовал Жан Фревиль (сборник рассказов "Коллаборационисты"), Ж. -П. Сартр и Р. Мерль стремились проследить, как обычный человек превращается в палача, садиста ("Альтонские узники", "Смерть — мое ремесло"). Обращаясь как будто к тем же вопросам, Веркор рассматривает их под особым углом зрения, акцентируя внимание на нравственных последствиях фашистских злодеяний.


Детство Жак Превер провел в Нейи-сюр-СенОкончив неполную среднюю школу, пятнадцатилетним подростком пошел работать. В армии Превер подружился с будущим художником Ивом Танги и литератором Марселем Дюамелем. Приняв в свое сообщество еще четвертого энтузиас

16 Марта 2013

Одна из пьес — "Битва при Фонтенуа",— ставившаяся труппой на заводах, фермах, в районных Домах культуры, стала событием Международной Олимпиады революционных театров, получив в Москве в 1933 г. первый приз. Незаурядный талант Превера, поэта и сценариста, привлек внимание самых строгих мэтров французской культуры. Антонен Арто считал Превера своим союзником в поисках "языка пространства, а не текста"5, Анри Мишо, восхищенный "Попыткой изобразить обед голов", отправил Преверу письмо: "Не знаю, какие еще мне привести аргументы, чтобы побудить Вас продолжать, обязательно продолжать",— эти строки Превер цитировал, отвечая на вопросы корреспондента в 1967 г. Высокие отзывы первым опытам поэта дали также Сен-Жон Перс, Поль Валери, Валери Ларбо. В те же годы Превер начал пробовать свои силы в кинематографе, работая в качестве сценариста с Ренуаром, Андре Кайятом, Клодом Отан-Ла- ра, Марселем Карне.


Общее направление драматургии Виана

16 Марта 2013

Общее направление драматургии Виана близко поискам, которые вели в 50-е годы Ионеско и Адамов. В частности, "Носорог" безусловно повлиял на пьесу Виана. Это история семьи — отец, мать, дочь и служанка,— которых преследует загадочный и тревожный шум, заставляющий их перебираться с этажа на этаж в поисках тишины и покоя (природа шума никак не разъясняется). С каждым переездом квартира уменьшается, равно как и количество персонажей. Исчезает служанка, дочь бросается в пролет лестницы.


Нищета, которая окружала Камю в молодые годы,

16 Марта 2013

Наряду с этим нищета, которая окружала Камю в молодые годы, никогда не была для него несчастьем. Она словно уравновешивалась сказочным богатством алжирской природы, ее морем и солнцем. "Я находился где-то на полпути между нищетой и солнцем,— писал Камю. — Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем; солнце научило меня, что история — это не все. Изменить жизнь, да, но только не мир, который я боготворил".



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шуази Франсуа

Шуази́, Франсуа-Тимолеон де (François-Timoléon de Choisy, 16 августа 1644, Париж – 2 октября 1724, Париж), французский писатель, священнослужитель, известный трансвестит; возможно, транссексуал. Член Французской академии с 1687 г. Биография По материнской линии...

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....