1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В 30-е годы, вынашивая философию абсурда

Камю волнуют последствия "преступления". "Для Кириллова, как и для Ницше,— пишет он,— убить бога значит самому стать богом". Словно опасаясь, что читатель примет Кириллова за сумасшедшего, страдающего манией величия, Камю замечает: "От сверхчеловека у него лишь логика и навязчивая идея, все остальное — от человека". Он не сумасшедший, настаивает Камю, иначе сумасшедшим нужно признать самого Достоевского.

Камю присваивает Кириллову титул "абсурдного героя" — высшая награда в устах теоретика "абсурда". Но Камю ни на минуту не забывает о том, что, в отличие от ортодоксального "абсурдиста", Кириллов кончает с собой. Правда, Камю готов найти этому оправдание. "Зачем нужно убивать себя,— спрашивает писатель,— уходить из этого мира после того, как достигнута свобода?" И, отвечая на свой вопрос, он с энтузиазмом развивает идею Кириллова: люди еще не понимают, что бог свергнут, что они цари. Их нужно направить, повести за собой. "Кириллов, следовательно, должен убить себя из-за любви к человечеству. Он должен показать своим братьям тернистый, но царственный путь, на который он вступит первым.

Это педагогическое самоубийство". Апология "педагогического самоубийства" и его последствий для человечества составляет центр рассуждения Камю. Но Камю ошибается: "педагогического самоубийства" в "Бесах" не состоялось.

Достоевский намеренно не допустил его. Он предвидел религию сверхчеловека и ее последствия; еще Раскольников открыл их в вещем бреду, лежа на койке каторжной больницы. В "Бесах" Достоевский не только оспаривал идею "человекобожества", но и сознательно компрометировал ее путем компрометации ее носителя. Идеи Кириллова коверкаются его косноязычием. Мысли его сбивчивы, противоречивы (тяжелы роды идеи сверхчеловека, впоследствии развитой Ницше!).

Даже лицо у Кириллова (знак авторского отношения) — с "грязноватым" оттенком. Но Достоевский "загрязнил" и саму идею Кириллова — его связью с организацией Петра Верховенского. Достоевский нашел уязвимое место в философии своего героя, его ахиллесову пяту: отсутствие устойчивых нравственных критериев, замененных на "все хорошо".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...