1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Читателям

Пронемецкая и провишистская печать

19 Марта 2013

Показательно, что пронемецкая и провишистская печать сделала все, чтобы опорочить пьесу Сартра и спектакль Дюллена. Критики обрушились на формальные моменты, полностью замалчивая содержание пьесы. Автора называли "запоздалым дадаистом, или сюрреалистом, или просто невропатом", которому вздумалось переиначить "Электру" Жироду5.


При всем положение героя на холме

19 Марта 2013

При всем том положение героя на холме, над бессмысленно суетящимися жителями Бувиля весьма символично и отвечает представлениям Рокантена о его положении в мире. Сначала Рокантен отвернулся от человекобожеских идей, как никуда не годной иллюзии. Теперь же холодное отчаяние, добытое в результате очищения от всех иллюзий, дарит ему чувство превосходства над не посвященными в орден "тошноты". Чувство превосходства — да ведь это целый капитал! Во всяком случае, оно настолько весомо, что Рокантен уже может жить на проценты с него.


В романе центральный герой далеко не столь прост и ясен

19 Марта 2013

В романе центральный герой далеко не столь прост и ясен, как может показаться из приведенных выше примеров. Лирический герой постоянно перевоплощается, объективируется, переходя из одной ипостаси в другую, принимая разные облики. Это оказывается возможным потому, что герой внутренне расщеплен и предстает как бы в трех лицах: двойники Антуан- Знаменитый и Альфред, а также лирический герой романа-поэмы, который иногда "реализуется" в образе реального Луи Арагона, выступающего в романе под собственным именем. Двойники — Альфред и Антуан — любят одну женщину, великую певицу Ингеборг д'Ушер (она же Мюрмюр и Фужер). Трагический финал романа с трудом воспринимается в логически- реальных категориях: Альфред убивает Антуана, разбив зеркало с его отражением, и, как можно предположить, погибает сам.


Эмманюэль-поэт действительно преодолел лирическое "неистовство"

19 Марта 2013

Но в целом Эмманюэль-поэт действительно преодолел лирическое "неистовство", историческую конкретность подпольной лирики, сохранив от нее, однако, жесткость противопоставления "добра" и "зла", "действия" и "пассивности". Поэт предпочел теперь отчужденную холодность, строго выверенную, без эмоционального буйства речь, библейские ассоциации которой как бы самодостаточны, не требуют обязательной проекции на историческую канву. Проявилось в послевоенном Эмманюэле и еще одно качество, небезразличное всей традиции католической поэзии Франции. Еще только приобщаясь к литературе, Эмманюэль испытал потрясение от знакомства с творчеством Пьера-Жана Жува: его поразила и восхитила эротическая сила образов поэта-католика.


Р. Барт, высоко оценивший роман Соллерса

19 Марта 2013

Р. Барт, высоко оценивший роман Соллерса именно за постановку этой задачи и предложенное ее решение, видел особую заслугу писателя в том, что он сумел преодолеть противоречие между "я" рассказывающим и "я" действующим. Писатель сливает их в едином "я", ибо его повествователь поглощен лишь одним видом деятельности — рассказыванием. Акт рассказывания, становясь основным объектом повествования, вытесняет не только все другие виды действия, но и личность повествователя: его психологию, необходимость так или иначе мотивировать свои поступки и оценивать их.


Предтеча неоавангардизма?Предатель? Хроникер? Жертва? Пацифист? "Добрый доктор"? Лицемер? Друг животных? Приспособленец? А может быть, все это вместе: разорванная фигура, трагическая и жалкая одновременно?Горький смех Селина в трилогии вызвал недоумение и

19 Марта 2013

Образ Селина приобретает форму литературного мифа о вечном бунтаре- одиночке, идущем наперекор всем, непонятом, затравленном, оплеванном пророке, последнем "проклятом" писателе, экстравагантной личности, эстете, стилисте, тонком любителе женской красоты (особенно танцовщиц) и животных — собак и кошек. С этим мифом все сложнее бывает справиться французскому литературоведению; к тому же оно само порою способствует его распространению. Говоря о мифотворчестве, нужно отметить, что оно связано исключительно с талантом, а не с политическими аберрациями Селина. Современное поколение французских писателей, видимо, мало волнует вопрос о "злодействе" Селина, хотя некоторые не прочь посмотреть "новыми глазами" на Сопротивление. Куда больше оно заворожено его "гением".


Бретон продолжает организовывать множество эфемерных журналов

19 Марта 2013

Бретон продолжает организовывать множество эфемерных журналов, для позиции которых характерно "оборонительное" заглавие начавшего выходить с 1956 г. журнала "Сюрреализм, все-таки" (Le surrealisme, meme), и выставок, пишет о художниках-сюрреалистах и, пусть с 50-х годов начинает сказываться усталость, создает лучшие итоговые статьи, разносит в пух и прах в памфлете "На месте преступления" наглую подделку стихотворения Рембо La chasse spirituelle ("Духовный гон", 1949), хотя имеет дело с обожествленным критикой рембоведом о двух дворянских приставках "где Буйан де Лакот" и одним из первых историков сюрреализма Морисом Надо. Бретон в 1957 г. заранее отказывается от предложенной ему Премии Города Парижа и приобретает старый дом с башней на скале над рекой Лот, впадающей в Гаронну, в поселке с населением менее 200 человек Сен-Сирк-Лапопи, недалеко от города Кагор, среди песчаниковых ущелий, понятие о которых нам могут дать окрестности Кисловодска. В 1966 г. в Сен-Сирк-Лапопи его настигает смертельная болезнь, и, срочно доставленный в Париж, он умирает 28 сентября этого года. В спектре поэтической образности позднего Бретона появляются новые линии, не такие четкие, как у Элюара или Арагона 40—50-х годов, продолжающие темную манеру сюрреалистического письма 20-х — начала 30-х годов.


В позднем творчестве Эмманюэля отношения человека и мифа вновь

18 Марта 2013

В позднем творчестве Эмманюэля отношения человека и мифа вновь усложняются. Поэт создает большие лироэпические книги ("Иаков", "София", "Другой"), которые разделяются каждая на две части: в первой подробно, с эпическим размахом излагается библейский миф (начинается он всякий раз с сотворения мира и с истории Адама и Евы), а во второй идут лирические стихи о современной жизни, которые, по замыслу автора, должны как бы озаряться отсветами мифа, приобретать от соседства с ним новое смысловое измерение. К сожалению, такая композиция не вполне оправдывает себя: лирика, собранная в "современных" разделах, как правило, не может обрести подлинной эпичности и остается выражением одинокого, порой даже отчужденного сознания; с другой стороны, "эпические" разделы, заполненные, как правило, громоздкими пересказами преданий, поэтическими "комментариями" к строкам католических молитв и т. д. , слишком часто кажутся простой иллюстрацией церковных догматов.


Этот принцип — описание замкнутого пространства через путешествие

18 Марта 2013

Этот принцип — описание замкнутого пространства через путешествие во времени, сопоставление прошлого и настоящего — станет основополагающим для романов-"мобилей", созданных М. Бютором в 60-е годы. Его творчество можно определить как "сциентистскую" разновидность новейшего романа, когда литература начинает претендовать на роль универсального языка, науки об устройстве мироздания. Процесс рождения книги уподобляется трансмутациям, необходимым для получения философского камня, одновременно мистическому и реальному действу5.


Ренар дает собственное понимание

18 Марта 2013

Ренар дает собственное понимание того, что называется вдохновением; по его мнению, это особое состояние раскрепощенности и сосредоточенности одновременно, освобождение от диктата повседневности, с тем чтобы проникнуть в самые потаенные уголки своего "я", достичь "Мрака", бездонных глубин, где рождаются бытие и не-бытие (не случайна здесь ссылка Ренара на JIao-Цзы), где возникают мифы и обряды иной реальности. Именно это постоянно ощущаемое почти в каждой строке стремление Ренара высказать невысказываемое, достичь недостижимое (вместе с горьким осознанием неосуществимости предпринятого) сообщает его поэзии особую напряженность. Между существующим вне стиха и его выражением в стихе есть подвижное и постоянно меняющееся расстояние, разрыв онтологического свойства, который никогда не может быть заполнен, хотя "чем сложнее игра и работа слов, тем живее становится язык поэзии"5.


В отличие от Элюара для Арагона

18 Марта 2013

В отличие от Элюара для Арагона тех лет характерны повелительные конструкции, обращения, вплетение разговорной речи в канву поэтического языка. Книги первых послевоенных лет ("Снова нож в сердце", 1946, 1948; "Мои караваны", 1954, поэма "Глаза и память", 1954) вырастали из опыта подполья и открыли немало высокопоэтических страниц: та же логика движения поэтической мысли, похож и рисунок стиха; ведущую роль играет ясно очерченный образ, законченность мысли в строфе, строгий ритмический строй, рифма. Почти не встречается сюрреалистических образов, резких перебоев ритма, зыбких полуассоциативных образов и скачков от стиха строго ритмического к свободному, которые характерны и для более позднего "Неоконченного романа" (1956). По-прежнему тесно связаны мотивы современности и истории. Лирические тревожные раздумья, картины трагического исхода, гордая фигура Жанны д'Арк, призывный рог Роланда, романтический профиль нежной Изольды, полусказка-полубыль о плененной красавице и короле Педро Жестоком — как и раньше, большую роль играют исторические реминисценции, но теперь в ряду особых дат французской истории и июнь 1940-го (вступление цемцев в Париж), и май 1942-го (гибель патриотов на Мон-Валерьен), и зима 1943-го (начало славы легендарных героев Сопротивления Фабьена и Роль Танги).


Еще статьи...


Страница 2 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...