1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Создать или возродить сюрреалистический роман не удалось

Установить генеалогию такого оригинального явления, каким предстало творчество Бориса Виана (1920—1959), невозможно. Во всяком случае, несомненно, что стихия дадаистско-сюрреалистического юмора оживает в его романах. Она, естественно, модернизирована, соотнесена с обстановкой, в которой романы создавались, хотя романы Виана поражают шокирующим отвлечением от современности, время и место действия романов неопределенное, что очевидно, судя по именам героев (Колен, Хлоя, Шик, Лазули, Фолавриль и т. п. ). Самое известное произведение Виана — роман "Пена дней" (1947) — может быть, первое весомое выступление против Сартра.

Персонаж по имени Жан-Соль Партр превращен Вианом в объект издевательств и насмешек, самых, надо признать, невзыскательных. Они естественно вписываются в стилистику романа, поразительного на фоне доминировавшей в 40-е годы серьезной, идейной, ангажированной литературы. В "Пене дней" воцарилась вызывающая дезангажированность.

Все, что происходит в романе,— абсурдно, вплоть до языка, который творится, творя собой соответствующую нереальную реальность. Комедия, однако, сменяется трагедией уже в пределах этого романа, она оказывается своего рода пеной, рожденной жестокой и бессмысленной жизнью. В романе "Красная трава" (1950) уточняется образ этой бессмысленности, которая закреплена всякого рода догматизмом, различным школярством, "ученичеством". Этому-то Виан и противопоставляет "игру", абсолютную свободу, и "балаган" "Пены дней", и романтическую "красную траву", "любовь и бокс".

Противопоставляет свободу абсолютную — смерть героя в "Красной траве" и есть обретение такой свободы. Вольф освобождается от всего, что его стесняет, от всех препятствий, даже от собственных мыслей, от воспоминаний. Он умирает, исчезает, так как исчерпывает все, исчерпывает свои желания.

Таким образом, романтическая оппозиция оказывается одним из этапов неприятия действительности, еще одной иллюзорной игрой рядом с трагической несовместимостью хрупкого, неприкаянного, обреченного существа, героя Виана, и жестокой, бесчеловечной, пустой реальности.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...