1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Р. Барт, высоко оценивший роман Соллерса

Эта совершенно обезличенная речь вызвала восторженную реакцию Р. Барта: "Здесь говорит само Повествование, оно обрело свои уста, а язык, избранный им, в высшей степени оригинален"4. Борьба с субъективизмом, который представляется Соллерсу одной из характерных черт "буржуазной" литературы с ее антропоцентризмом, неизменно Соллерсом изобличаемым, облекается в "Драме" в деперсонализацию субъекта, последовательно проводимую с помощью чисто формальных приемов. Несмотря на слияние образов рассказчика и лица действующего, Соллерс сохраняет в "Драме" оба местоимения — "я" и "он"; "он" — это тот, кто в данный момент собирается написать "я", "я" — тот, кто начинал писать, возвращается к истокам своей личности, хотя его единственной индивидуальной чертой является то, что у него есть рука, которой он пишет. Соллерс чередует оба эти местоимения со строгой последовательностью, как чередуются черные и белые клетки на шахматной доске.

Этот прием полон для Соллерса глубокого смысла и преследует совершенно определенную цель: чередуя местоимения, он уничтожает какое бы то ни было отношение пишущего к предмету своего письма, уничтожает модальность,— что приводит его к искомой деперсонализации. "Драма" не имеет единого сюжета, а распадается на отдельные эпизоды, никак один с другим не связанные; это воспоминания, мечты, видения. Появление таких слов, как "вдруг", "наконец", "теперь", ни в коей мере не отсылает к какому-либо вымышленному времени — они соотносятся с од- ним-единственным временем, в которое осуществляется акт письма. Эпизоды соединяются не по законам логики и не по законам причинно-следственной связи: единственный двигатель этих синтагм — ассоциации, которые порождают группы или цепочки рядов.

Деперсонализированный, а можно сказать, дегуманизированный текст, естественно, не может вызвать у читателя никакого сопереживания и даже "сопонимания", он может привлечь лишь профессионала, который заинтересуется тем, как это сделано.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...