1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Читателям

Они ставят человека перед головокружительной свободой выбора

15 Марта 2013

Ибо они ставят человека перед головокружительной свободой выбора, отрицающей возможность каких бы то ни было критериев для оценки его деятельности. "Человек не свободен в том смысле, как это понимают некоторые философы,— писал Веркор,— т. е. у него нет той головокружительной свободы, которая лишает его всякой точки опоры, помогающей ему жить". Для Веркора этой точкой опоры является осознание необходимости действовать во имя блага другого, блага всего человечества. У Веркора индивидуальная свобода всегда ограничивается коллективной волей человечества, и эта "несвобода" оказывается для него благом, ибо только связь с человечеством придает смысл жизни каждой личности. Человек должен действовать и верить в то, что это имеет смысл и принесет свои плоды, что справедливость существует и ее можно и нужно добиваться,— вот те исходные позиции, которые занимает Веркор в начале 50-х годов и которые он защищает в своих художественных произведениях и публицистике. Первая половина 50-х годов— период, решающий в творчестве Веркора.


Почти бессловесный, безымянный персонаж из пьесы

15 Марта 2013

Почти бессловесный, безымянный персонаж из пьесы "Этот потрясающий бордель!" (1973) чурается не только участия в восстании, в гражданской войне (прямой отклик на события 1968 г. ), но и вообще каких бы то ни было поступков — для него это единственный способ самосохранения. В принципиальной пассивности — и сила его, и слабость: не желая участвовать в убиении других, герой постепенно уничтожает самого себя. Отказавшись от работы, от общения с людьми, потеряв друзей, любимую, он свел жизнь к удовлетворению физиологических потребностей. Осознание писателем двойственности предложенного им своему герою пути (единственно возможное решение — постепенное умирание) хорошо видно при сопоставлении пьесы и ее прозаического источника — романа "Одинокий" (1973).


Второй этап творчества Эрве Базена связан с периодом расцвета

15 Марта 2013

Второй этап творчества Эрве Базена связан с периодом расцвета так называемого "общества потребления", унизившего человеческую личность бездуховностью, культом вещей и денег. Эрве Базен теперь как бы переставляет акценты. В отличие от произведений первого этапа здесь перестают быть главными героями персонажи, которые "не сдаются". По определению Пьера Мустье, период "крика" (le cri) сменился периодом "сортировки", "отбора" (le tri). Это означает, что во втором периоде творчества Базена герои "кричащие", "бунтующие" уступили место персонажам другого типа — "замолкнувшим", но не утратившим сознания своего человеческого достоинства.


Предельная экспрессия чувств

15 Марта 2013

Предельная экспрессия чувств, стремление выразить вершинные состояния человеческого духа, оторванность от прозы жизни, музыкальность речи, напряженность, даже некоторая избыточность стиля, раскованность поэтической мысли и фантазии — вот характерные особенности стиля романа "Гибель всерьез". Однако принципы лирической организации материала в "Гибели всерьез" не замыкаются только на явлениях стиля и языка произведения. Они охватывают всю сюжетную и композиционную структуру романа в целом.


Второй уровень бунта — прощание с метафорическим языкомНа этом пути молодые поэты и впрямь выступают антагонистами сюрреалистов, врагами многоступенчатой метафоры, сложных ассоциативных связей. Даже Жан Риста, плененный чем угодно, только не "простотой" п

15 Марта 2013

Если лет двадцать назад чтение стихов перед публикой казалось во Франции чем-то противоестественным и наши французские коллеги всегда акцентировали отсутствие подобной традиции у себя в стране, восхищаясь "лужниковскими" бурями 60-х годов в России, то к сегодняшнему дню положение изменилось. Проводятся регулярные, с хорошо продуманной программой поэтические чтения и в Центре культуры Жоржа Помпиду, и в театре Шайо, и в недавно созданном Доме Поэзии, реализуются то там, то тут эксперименты типа "Настенная поэзия", "Поэзия во весь рост" (щиты и афиши на станциях метро и т. п. ). "Во Франции 50 000 поэтов",— сообщил как-то журнал "Нувель литерер". За этой цифрой — бурление разных вкусов, программ, предложений. Но вместе с тем — как и на каждом этапе развития — линии общности, некие константы, определяемые предшествующим историческим и эстетическим опытом. ЖАК РУБО"Чтобы написать очерк о творчестве Жака Рубо,— уверен Робер Са- батье,— надо собрать целый коллектив, в который вошли бы математики, философы, историки, искусствоведы, медиевисты, востоковеды, специалисты по стиховедению, семиотике и по технике игры".


В романе "Когда море отступает"

14 Марта 2013

В романе "Когда море отступает" связаны в единый узел проблемы, рассматривавшиеся по отдельности в первых двух частях "Безумной Марго", а их эстетическое осмысление приобретает большую глубину и убедительность. Сюжетная основа романа — рассказ о канадце Абеле Леклерке, участнике высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. , который в поисках прошлого приезжает в те же места шестнадцать лет спустя. Лану важно показать, что война не подвластна забвению, что она продолжает жить в сознании людей и бередить их души, как неизвлеченные осколки пуль.


Постепенное умирание, разрушение личности исследуются в сценарии

14 Марта 2013

Постепенное умирание, разрушение личности исследуются в сценарии телефильма "Тина" (опубл. 1970, пост. 1971, главную роль сыграл сам Ионеско), где герой постепенно тонет в болоте жизни, и в пьесе "Король умирает".

Все основные этапы (от начала депрессии до финального отлета души) совпадают. Беранже, маленький человек, побыв драматургом, творцом ("Небесный пешеход"), превратился в монарха — но в этом обличье ему тем более не избежать общей участи. Пустому месту, облеченному властью, приписываются заслуги и деяния всех великих людей мира (от Прометея до Шекспира), и вместе с ним гибнет вся созданная им вселенная — она (как дом в "Пене дней" Виана) стремительно уменьшается в размерах, портится, покрывается трещинами. Пьеса насыщена литературными реминисценциями (от Экклезиаста и древнеиндийского трактата о смерти до "Надгробных речей" Боссюэ и драматургии М. де Гельдерода), цитатно само ее классическое построение. Но главный источник — миф о необходимости ритуального умерщвления короля для спасения страны.


Создать или возродить сюрреалистический роман не удалось

14 Марта 2013

Однако создать или возродить сюрреалистический роман не удалось, сюрреализм вынужден был отойти от жестких формул классической стадии своего развития, превращаясь в нечто бесформенное, пытающееся выжить за счет этой неопределенности. Среди сюрреалистических романистов назывался, например, Жюльен Грак (псевд. Луи Пуарье, род. 1910), но романы Грака в большей (например, предвоенный роман "Аргольский замок", 1938, роман "Сумеречная красота", 1945) или же несколько меньшей степени ("Побережье Сирта", 1951) — романтические. "Аргольский замок", чаще всего фигурирующий в числе романов сюрреалистических, кажется классическим готическим романом со всеми его атрибутами: загадочным и зловещим замком, роковой обреченностью странных героев. Неоромантическая трансформация сюрреализма — закономерность.


Франция, бывшая некогда субъектом истории

14 Марта 2013

"Франция, бывшая некогда субъектом истории, теперь лишь объект: ее романисты отражают эту деградацию",— умозаключала Симона де Бовуар (книга воспоминаний "Сила вещей", 1963). Слова Симоны де Бовуар позволяют понять особую функцию историзма во французском общественном сознании 40—50-х годов. Историзм был наиболее очевидным следствием прямого влияния Истории, ставшей в годы войны важнейшей доминантой социального поведения и нравственного самоопределения, стимулом ангажированности. В "историческом действии" приходило "понимание истории" — и оно выявляло себя и в жанрах документальных, и в жанрах притчи, в мифологизирующих формах и в формах социальной эпопеи. Участие в "историческом действии" во многом определило направление развития французского романа в 40—50-е годы.


Значительное место в беседах Вольфа

14 Марта 2013

Значительное место в беседах Вольфа отведено критике системы образования, что, безусловно, способствовало успеху романа в 60-е годы. Просто поразительно, насколько его взгляды на образование близки умонастроениям французских студентов. Вольф бунтует против "шестнадцати лет скуки", формализма учебного процесса, механической системы расписания, отнявшей у него — поскольку приходилось ложиться рано спать — "шестнадцать ночных лет". Голос Вольфа приобретает тон обвинения: "Я обвиняю моих учителей в том, что они заставили меня поверить в вероятную неподвижность мира заставили думать, что где-то однажды может существовать идеальный порядок". Отвергая начисто всю существующую систему образования, Вольф утверждает: "И было бы лучше учить правильно заниматься любовью, чем тупеть над книгой по истории" — фраза, которая вполне годится для лозунга 1968 г. . Так, самоанализ перерастает в обвинительный акт, но приговор Вольф в конечном счете выносит самому себе: книга заканчивается его гибелью.


Но сюрреалистам, с их пристрастием к коллективному творчеству

13 Марта 2013

Но сюрреалистам, с их пристрастием к коллективному творчеству, надо, чтобы умственные восприятия имели объективное устремление (perception & tendance objective). Они не сливаются с воспроизведением действительности, раз в них принцип удовольствия (der Lustprinzip) доминирует над принципом реальности10. И тут выясняется, что сюрреалисты, идя новаторски путями Фрейда, пришли к старому догегелевскому положению Канта об общезначимости субъективного суждения, вкуса. . . Когда с уходом нескольких поколений к 70-м годам сюрреализм как бы истаял, стало ясным, что он идеей "дисформирования" оказал влияние едва ли не на весь стиль жизни, пропитал едва ли не всю авангардную французскую культуру — возникая то в романе Бориса Виана, то в неистовой безответственности Роже Нимье, то в новом романе Мишеля Бютора, то в кинематографе Буньюэля, Годара, Рея, в картинах бесчисленных живописцев, графиков, скульпторов, мастеров фотоколлажа и многих поэтов постсюрреалистического периода.



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...