1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Воспоминания

Эволюция взглядов писателя во многом произошла под воздействием

18 Марта 2013

Эволюция взглядов писателя во многом произошла под воздействием майских событий 1968 г. "Проект революции в Нью-Йорке" — прямое развитие идей революции-игры, выдвинутых бунтарями-студентами. Роб- Грийе, сочувствовавший в те годы взглядам анархистов, считал свое творение наиболее эффективным орудием политической борьбы. Даже полемизируя с господствующей идеологией, остаешься в плену навязанных ею представлений. Разрушить ее можно, по мнению писателя, только изнутри, начав борьбу с буржуазными мифами, лишив их привычного идеологического наполнения.


Самому Жене от сартровского экзистенциального психоанализа пришлось нелегко

17 Марта 2013

Самому Жене от сартровского экзистенциального психоанализа пришлось нелегко: его творческая деятельность на несколько лет прервалась, что, полагают, было вызвано именно необходимостью изжить, преодолеть свой созданный Сартром образ. Но, с другой стороны, такой анализ был имманентен самой природе его таланта. С первых шагов своей литературной деятельности Жан Жене определил для себя в культуре место монстра.


Поэт верит, что сила подлинных слов больше

17 Марта 2013

Поэт верит, что сила подлинных слов больше, чем сила иных действий. Мнение, высказанное о его творчестве: — "Поэт осознает язык как реальность, убежден, что слова, говорящие об огне и ожоге, могут и впрямь разжечь пожар . . . могут не только заклеймить тирана, но и в самом деле его убить" — конечно, гипербола, но за ней то особое значение, которое придает Слову литература XX в. А среди художников слова XX в. Рене Шар действительно принадлежит к самым неистовым новаторам. Поэтому объяснима и вторая гипербола: "Рене Шар — единственный поэт, который после озарений Рембо по-настоящему исследовал, запустил в действие, придал разбег, довел до крайних пределов возможности языка". Наиболее выразительные достижения ждали Рене Шара в русле разработки поэтики фрагмента, или, как определяли критики, "поэтики мгновения". Фрагментарное письмо — один из принципов эстетики модернизма — соотносимо с осознанием разорванности мира, неуловимости движения человеческого сознания и подсознания.


Аполитичность "гусар" была весьма политична

17 Марта 2013

Аполитичность "гусар" была весьма политична, что выражалось в памфлетах. Это была их любимая форма самовыражения. Наиболее ядовитым "гусарским" памфлетом можно назвать памфлет Жака Лорана "Жан и Жан-Поль" (1951). В нем с нарочитой и вызывающей грубостью автор проводит параллель между творческими стремлениями Сартра и Бурже навязать читателю свои "путаные идеи". Для Лорана оба они — несостоявшиеся философы.


Уроки, вынесенные Шаром из Сопротивления

17 Марта 2013

Уроки, вынесенные Шаром из Сопротивления, прямо сказались в переломной его книге "Листки Гипноса" (1946), а затем подспудно отозвались и в последующих: "Ярость и тайна" (1948), "Вестники утра" (1950), "К судорожной безмятежности" (1951), "Поиск основания и вершины" (1955), "Слово-архипелаг" (1962), "Возвращение к верховьям" (1965), "Утраченная нагота" (1971), "Пахучие дуновения" (1975), "Уснувшие окна и люк на крышу" (1979), вплоть до "Тростникового посоха" (1982) и "Далеко от нашего праха" (1982). Они, эти уроки, одновременно "питались тревогой, гневом, страхом, вызовом, отвращением, хитростью, минутным сосредоточением, иллюзией будущего, дружбой, любовью" и потому двояки, как о том гласит созвучный элюаровским заповедям "изобретения огня" эпиграф к "Листкам Гипноса". "Пришел Гипнос: сковал, одел гранитом землю. Зима укрылась в сон, и стал Гипнос огнем. Все прочее — дело людей".


Исследователь творчества Ионеско Филипп Сенар

17 Марта 2013

Конечно, прав исследователь творчества Ионеско Филипп Сенар, когда видит причину его яростных нападок именно на Брехта в том, что Ионеско признал в Брехте своего настоящего противника8. Брехт умер в 1956 г. , в это время "антидрама" еще только набирала силу, превращаясь из забавного курьеза для снобов в значительное явление театральной жизни, имена Беккета, Адамова, Ионеско все чаще стали появляться на афишах солидных театров. Волна увлечения Брехтом во Франции ширилась и росла. Пройдут годы, когда-то эпатировавшие публику драматурги "антитеатра" превратятся в живых классиков, в признанных мэтров. Лауреатом Нобелевской премии в 1969 г. станет С. Беккет, в 1973 г. Э. Ионеско будет избран во Французскую Академию и тем самым причислен к "бессмертным".


Своеобразие послевоенной французской поэзии

16 Марта 2013

Своеобразие послевоенной французской поэзии побуждает ставить вопрос о значимости для ее развития традиции сюрреализма. Если обратиться к свидетельствам — суждениям самих поэтов о своей сюрреалистической молодости, слова признательности движению, открывшие неограниченные возможности художественного слова, почти всегда сопровождаются уточнениями, устанавливающими определенную дистанцию между поэтом и школой, из которой он вышел. И Пьер Реверди, и Рене Шар, и Робер Деснос, и Жак Превер, и Рэмон Кено отмечали те моменты сюрреалистических программ, которые их не устраивали, которые довольно скоро обнаружили для них свою догматическую узость.


В 70-е годы сложился и еще один тип литератора

16 Марта 2013

В 70-е годы сложился и еще один тип литератора, сочетающего в себе разные качества самым причудливым образом. Писатель резко отделяет в себе гражданина от автора, т. е. демонстрируя политическую активность как личность (в майские дни и позднее в антирасистских демонстрациях, в забастовках лицеистов и студентов), он как бы не пускает эту стихию в свои художественные произведения. Это можно сказать — вспомним лишь несколько имен — о Жорже Переке, Маргерит Дюрас, а из поэтов о Мишеле Деги, Жан-Пьере Фае, Доминике Гранмоне, Иве Бруссаре, Бернаре Ноэле. Размышлениями о майском опыте отмечены все 70-е годы — идет ли речь об исторических, эстетических, социологических или непосредственно литературных произведениях.


Романное начало — в самом образе МатиссаАрагон вспоминает о своем знакомстве с Матиссом в годы фашистской оккупации, в 1941 г. , в Ницце, где жил художник, отказавшийся покинуть родину. Светлый мир Матисса и его живописи становится для Арагона отдушиной,

16 Марта 2013

По мере того как в книге складывается образ художника, все явственнее проступают черты другого персонажа — самого Арагона. Не раз будет настаивать Арагон, что в его книге два автора: "И тогда случилось. . . Внезапная перемена ролей. Один из фокусов, каких немало в современном романе. . . Синтаксический сдвиг. Именительный падеж перешел в винительный, и наоборот. . . В один прекрасный день я оказался как бы само собой в той позиции, какую до сих пор занимал по отношению ко мне Матисс. . . " Образ Арагона пишется как бы рукой Матисса. Однако он слагается также из мельчайших пылинок россыпи, именуемой лирической исповедью.


Сартр видел слабости такой позиции

16 Марта 2013

Сартр видел слабости такой позиции, ангажированная мысль Сартра представала актом самоопределения и выбора пути перед лицом объективных социальных обстоятельств, перед лицом Истории с ее императивами. Сартр обвинил Камю — а в его лице определенный и распространенный тип интеллигента — в попытке уклониться от ответа на эти императивы. Вступление в 50-е годы ознаменовалось рядом фактов литературной жизни, недвусмысленно показавших, что начинается новый этап и что этот новый этап знаменует открытый и категорический разрыв с ангажированной литературой.


Вместе с режиссером Жаком Юрстелем Вместе с режиссером Жаком Юрстелем Гатти решает в постановке "Журавля" важную для себя проблему преодоления традиционных рамок сценического пространства, замены "фронтального театра театром пространственным", который поз

16 Марта 2013

Гатти хотел, чтобы ответ зрители и участники труппы искали вместе после спектакля, обсуждая увиденное. Другие пьесы "Маленького учебника городской герильи", более связанные с событиями и настроениями весны—лета 68-го года, так и остались пьесами-однодневками. Но сам жанр короткой пьесы — отклика на какое-то конкретное событие полюбился Гатти, он и в дальнейшем не раз прибегал к нему, в частности в связи с запретом его пьесы 1965 г. "Страсти по генералу Франко". Осенью 1968 г. Жорж Вильсон пригласил Гатти поставить эту пьесу в ТНП, впервые во Франции, так как до этого она шла лишь на сцене городского театра западногерманского города Касселя (судя по откликам немецкой прессы, с большим успехом). Чтобы не вызывать дипломатических осложнений, Гатти убирает из названия имя Франко, и пьеса получает новое, нейтральное название "Страсти в лиловом, желтом и красном".



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери́ (фр. Georges de Scudéry, 22 августа 1601, Гавр — 14 мая 1667, Париж) — французский поэт и драматург XVII века, представитель прециозной литературы. Брат Мадлен де Скюдери. Биография Родился в обедневшей дворянской...