1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Самому Жене от сартровского экзистенциального психоанализа пришлось нелегко

Как известно, атрибутом этого понятия является не только крайнее физическое или моральное безобразие — по-латыни "монстр" означает также "знамение", "диво", которое властно притягивает к себе внимание, требует себя разглядывать, разгадывать, истолковывать. И если, вообще говоря, каждый писатель нуждается в истолковании своего творчества, то писатель, подобный Жене, провоцирует критиков прежде всего на истолкование своей личности, не укладывающейся ни в какие социально признанные рамки. Оттого-то грандиозный психоаналитический опус Сартра, с одной стороны, стал как бы неотъемлемой составной частью творческого самоистолкования Жене (что отлично демонстрируется его включением в собрание сочинений писателя), а с другой стороны, именно в силу этого препятствует анализу произведений писателя, вставая сплошным барьером между личностью последнего и взглядом исследователя. Единственно корректным подходом будет, по-видимому, изучать не сам по себе духовный мир Жана Жене, но то, как этот чудовищный, монструозный мир интегрируется в литературу, в систему современной культуры.

К демонстративно антиобщественной роли в литературе Жана Жене предрасполагала его экзотическая биография. Родившись в 1910 г. от неизвестного отца и оставленный матерью в родильном доме, он рос в сиротском приюте, был отдан на воспитание в крестьянскую семью, но уже подростком попал в исправительную колонию за кражу. В 30-х годах он несколько раз сидел в тюрьме, скитался по разным странам Европы, добывая себе средства к жизни воровством и гомосексуальной проституцией. Свое последнее тюремное заключение ему пришлось отбывать в оккупированном немцами Париже за кражу в магазине книги — дорогого издания стихов Верлена. В тюрьме "Санте" Жене и сам начал писать стихи; маленький их сборник, полулегально выпущенный на воле, привлек к нему внимание некоторых литераторов, в частности Жана Кокто.

В 1944 г. появился в печати и первый его прозаический текст — отрывок из романа "Нотр-Дам-де-Флер", причем не в виде полуподпольной брошюрки, а в серьезном литературном журнале "Арбалет", рядом с произведениями Сартра (первой публикацией знаменитой пьесы "За закрытой дверью", тогда еще называвшейся "Другие"), Клоделя, Кено и прочих.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...