1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эволюция взглядов писателя во многом произошла под воздействием

Принципам построения новой жизни, игровому поведению учит сам текст — непредсказуемый, запутывающий, заставляющий переотождествлять себя с различными персонажами, менять роли, выбирать стратегию чтения. Критики утверждали, что "шозистские" романы Роб-Грийе помогали публике ориентироваться в абсурдно организованном мире. Теперь в "игровых" произведениях шла речь о том, чтобы уничтожить его. В докладе на коллоквиуме в Серизи, посвященном творчеству Роб-Грийе, Жан Рикарду рассматривал его творчество именно как форму литературного терроризма9.

Терроризм, насилие становятся главной темой произведений Роб-Грийе 70-х годов. "Преступление необходимо для революции. . . Изнасилование, убийство, поджог — эти три метафорических акта освободят негров, люм- пен-пролетариев и интеллигенцию от рабства, а буржуазию от сексуальных комплексов" ("Проект революции. . . "). Революция — в первую очередь революция сексуальная. "Борьба полов — движущая сила истории", заявляют герои романа "Джин" (1981). Мир рисуется в жанре пародийной антиутопии.

Подземный мир (метро) захвачен бандами подростков, сексуальными маньяками, сотрудниками доктора Моргана, ставящего эксперименты на живых людях. Наверху господствует Организация, с помощью похищений и преступлений заставляющая миллионеров финансировать революционную деятельность. Нью-Йорк в соответствии с современной мифологией предстает как библейская "блудница" Вавилон, город, который должен быть разрушен (в "Топологии города-призрака" от древней цивилизации остались только развалины)10. Но, как и в ранних романах, убийства предстают (в соответствии с концепцией Дж.

Фрезера) как ритуально-магическое действие, необходимое для правильного развития мира. У Роб-Грийе любое явление должно перейти в свою противоположность. Все это "понарошку" — театр, игра.

Действие в "игровых" романах достаточно просто, ограничивается несколькими функциями: перемещение в пространстве, подсматривание (слежка, донос), совершение "революционного" преступления. События постоянно повторяются (так, в "Проекте революции. . . " две первые функции — связки встречаются по 30 раз, основная — около 10), в однотипные ситуации попадает множество персонажей-двойников. Несколько опорных "монтажных фраз" (в "Проекте. . . ": рассказчик путешествует по городу, насилует в доме девушку; Лаура одна в доме, ее похищают в метро и т. д. ) беспрестанно чередуются, все "дубли" одного эпизода включаются в повествование.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...