1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Путь альтернатив

Удобно Монтерлану в демоническом донжуане Пьере де Гискаре — увы, столь же однолинейном, как его антипод. Автор как бы разделился на два персонажа, причем биографические черты: аристократ, художник, участник войны, гуляка — отдает отрицательному. Творчество и финансовая обеспеченность равно делают Гискара независимым: дворянин Монтерлан по-буржуазному остро чувствует власть денег. Разорение рисуется не только как социальная, но и духовная (безумие) и физическая смерть.

Именно это происходит с персонажами его следующего романа "Холостяки" (1934) и одного из последних, "Убийца мой начальник" (1970). Смерть — одна из главных тем творчества Монтерлана, именно ею, а не традиционной свадьбой кончаются его романы и пьесы; это слово постоянно встречается в заглавиях. Вернувшись из Алжира, писатель посвятил смерти эссе "Mors et vita " (1932). Он говорит о равнодушии людей к чужим страданиям, кончине близких, о соблазнительной притягательности смерти. Монтерлан, убежденный мизантроп, воспринимает ее как кардинальную разлуку, уход от людей — такой же, как война, больница, монастырь и, добавим, путешествие и сумасшествие.

Эта формула охватывает биографии почти всех персонажей Монтерлана (за исключением любовных историй). Смерть — это не только состояние души, идеальное одиночество, это и высшая проверка человека. Кульминационная сцена "Песчаной розы" — напряженное ожидание прихода смерти, толпы погромщиков арабов. И тут выясняется главный изъян героев Монтерлана, исповедующих культ силы,— их победоносность и неуязвимость, проистекающая из сверхразвитого чувства самосохранения, на самом деле — боязнь отдать себя без остатка. Монтерлан писал в Записных книжках уже в конце жизни, что главным для него было властвовать, доминировать9 — над людьми, страстями, событиями, наслаждаться любовью, страданиями, войной так, чтобы всегда иметь путь к отступлению.

Олиньи гибнет, Гискар в последний момент ускользает — его спасает трусость. Диоскур, обреченный на бессмертие, в отличие от своего близнеца лишается вечной загробной жизни. Сила слабых — в смерти, их последнем прибежище.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...