1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Исследования

В первой части трилогии время рассказчика

18 Марта 2013

Если в первой части трилогии время рассказчика и время описываемых событий совпадает, то в следующих двух частях автор смотрит на войну из настоящего. В романе "Свидание в Брюгге" (1958) действие происходит в 1956 г. , в заключительной части — "Когда море отступает" (1963) — в 1960 г. В обоих романах война для героев — это их прошлое, но прошлое, которое не ушло в забвение, которое всегда рядом с ними. "Я знал, что для тех, кто сражался, война никогда не кончается" — эти слова итальянского писателя К. Малапарте взяты Лану эпиграфом к третьей части трилогии. В равной мере они могут быть отнесены и к роману "Свидание в Брюгге".


Положение во Франции

18 Марта 2013

Положение таково, что во Франции — стране католической — католическая литература составляет лишь одно из направлений, причем далеко не самое представительное и внутренне раздробленное. Напротив, атеизм во французской литературе XX в. весьма распространенное явление. Недаром именно во Франции возник атеистический вариант экзистенциализма, глубоко усвоившего слова Ницше о том, что "Бог умер". Сартр неустанно разоблачал религиозное сознание как неподлинное. Моральная беспомощность католицизма изображена в "Постороннем" Камю, однако любопытно, как в процессе работы над "Чумой" автор постепенно смягчает свое отрицательное отношение к католическому проповеднику.


Перелистывая страницы родословной старинных французских семейств

17 Марта 2013

Перелистывая страницы родословной старинных французских и бельгийских семейств Клиневерк, Крайенкур и Картье, автор представляет читателям целый ряд персонажей, в которых косвенно узнаются герои художественных произведений Юрсенар: так, Эгон, муж Жанны,— прообраз Алексиса; Мишель де Крайенкур является прототипом Анри-Максимилиана из "Философского камня". Отец Маргерит, Мишель де Крайенкур, был человек в своем роде замечательный. Аристократ, растранжиривший свое состояние и имение (Мон-Нуар был продан в 1912 г. ), бонвиван, путешественник, он превыше всего ценил непринужденное дружеское общение и имел друзей по всей Европе.


Развертывание подобных сюжетов требует введения мощных сил

17 Марта 2013

Развертывание подобных сюжетов требует введения мощных сил "анти-действия". Силы эти предстают то колониальным режимом, сплетенным с преступным бизнесом, опутавшим сетями всю Юго-Восточную Азию в "Заво евателях" и "Уделе человеческом", то слепой природой, болотистыми джуп глями и малярийными испарениями в "Королевской дороге", то бездушной машиной гитлеровского гестапо в "Годах презрения" и в "Антимемуарах". Опасной оказывается и сила революции, подчиняющейся закону эскалации диктатуры. Противостояние роковым обстоятельствам свободного человека, рискующего делать собственный выбор, вносит в сюжеты Мальро напряжение и трагизм.


Когда пошатнулся заслон

17 Марта 2013

Когда пошатнулся заслон, когда человек покачнулся от невиданного обвала — утраты веры в богов, тогда в далекой дали не желавшие гибнуть слова попытались противиться этой чудовищной встряске. Так утвердилась династия их глубинного смысла. Я дошел до истока этой ливневой ночи. Укрепившись корнями в первой дрожи рассвета, пряча в поясе золото всех зим и лет, я жду вас, друзья, я жду вашего прихода.


Рядом с историческими романами

17 Марта 2013

Рядом с историческими романами во множестве появляются в 70—80-е годы книги, переносящие действие если не в далекое прошлое, то в далекую от столицы точку географического пространства. Децентрализация оживляет ветвь литературы, которую раньше называли региональной44 и которая как бы заново открывает своеобразие края, города, связь их с формирующимися там человеческими характерами. Эти путешествия в пространстве — в несуетные, забытые Богом провинции отвечали, бесспорно, читательским вкусам этого времени.


Нимье считал, что Шардон может пить один лишь "отличный коньяк коньяк"

17 Марта 2013

Нимье считал, что Шардон может пить один лишь "отличный коньяк", а произведения Селина называл "водкой", которую пьют, "когда хотят напиться". В сущности, на вопрос, кто такой Нимье, можно ответить: это парадоксальный "коктейль" Шардона и Селина. На утверждение самого Шардона, что Нимье во многом происходит от Кокто, Нимье отвечал весьма определенно: "Кокто никогда меня не интересовал. Я любил всегда лишь серьезных писателей: Бернаноса, Шардона, Сартра. Необходимо пересмотреть отношение к Сартру.


Роль в рамках коммунистической интеллигенции Франции

16 Марта 2013

Особую роль в рамках коммунистической интеллигенции Франции сыграл Арагон, в течение многих лет бывший "верным сыном" партии, проводником ее культурной политики. Его приверженность сталинизму была безусловной, однако даже в таком ортодоксальном соцреалистическом романе, как "Коммунисты", ему удавалось порою, в отдельных сценах, сохранять свое достоинство как художника. ФКП нервно переживала сложный процесс десталинизации советского общества. Секретный доклад Хрущева на съезде она объявила "фальшивкой" вопреки очевидности, а осенью того же года безоговорочно поддержала подавление венгерского восстания с помощью "братских" танков.


Франсуа Мориак

16 Марта 2013

АвтошаржМориак ставит перед собой трудноразрешимую задачу: соединить традиции французского аналитического психологизма (идущего от г-жи де Лафайет, Бенжамена Констана) и русского алогичного, попытаться создать упорядоченный хаос и на уровне характеров. Декларируя свободу героев, романист на самом деле боится оставить их без присмотра, он не просто вмешивается в ход событий, а все время хочет оказаться внутри произведения, персонажа. Показательны трудности, которые испытывают авторы с выбором повествовательной точки зрения: Мориак и Грин многие романы начинали писать от первого лица, а потом заменяли его на третье; им все время хочется убрать посредника между собой и читателем. Поэтому они отказываются от фигуры рассказчика, свидетеля, подсматривающего (от лица которого ведется повествование, скажем, в "Дьявольских повестях" Барбе д'Оревильи) — она вводит в текст элемент тайны, неопределенности, незаконченности. От первого лица может быть только письменный текст — сакральный, канонический, заверенный автором.


Художник-гравер Жан Брюллер

16 Марта 2013

Художник-гравер Жан Брюллер (1902—1991) написал свое первое литературное произведение только в сорок лет. Изданная подпольно повесть "Молчание моря" (1942) была написана под давлением внешних обстоятельств, но этот "социальный заказ" полностью отвечал настроениям автора. Подпольное издание требовало псевдонима, и Жан Брюллер выбрал его, тоже навсегда связав восприятие своей личности с событиями военных лет. Впрочем, тогда, в 1941 г. , плоскогорье Веркор еще не было известно как одно из самых героических французских маки. Это произошло позже и, по признанию самого Веркора, псевдоним оказался обязывающим и во многом определил его гражданскую позицию уже в послевоенные годы. "Я стараюсь быть достойным чести носить такое имя"2,—писал Веркор в конце 40-х годов.


Освобождение Франции

16 Марта 2013

Освобождение Франции способствует выходу как литературного, так и музыкального творчества Виана за рамки домашнего, любительского искусства. Правда, "домашние" основы литературного сочинительства Виана чувствуются не только в первом законченном его романе "Попрыгунчик и планктон" (1943), рассчитанном на людей, посвященных в мир семейных реалий, но и в дальнейшем, хотя и не так откровенно, Виан любил выводить в своих произведениях как друзей, так и недругов, описывать "домашние" места (в частности, виллу Вианов в Нормандии). Даже в последнем по времени произведении Виана, пьесе "Строители империи", в качестве одного из главных действующих лиц выведен характер, напоминающий, по мнению исследователей, характер отца Виана. "Домашние" корни литературного творчества Виана отразились в некоторых особенностях его эстетики, и прежде всего в юморе, ибо узнаваемость прототипов у него рассчитана на юмористическое восприятие. Популярность американской культуры в освобожденной Франции отразилась не только в увлечении публики джазом, но и в интересе к трудно доступной во время оккупации американской литературе.



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...