1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Когда пошатнулся заслон

Я вас уже чую за чернотой горизонта. Предрассветные кануны на исходе ливневой обвальной ночи, когда еще свежи причиненные встряской раны, но уже светлеет дальний край неба, откуда вот-вот брызнут древние лучи, а стойко перенесшему недавние тяготы не терпится поторопить зарю, своим добрым заклинанием помочь ей пробиться сквозь сумрачную пелену,— это и есть основной час истины в лирике Шара. Вся она сосредоточена на том, что окрест и где-то впереди пробуждается, вызревает и пробивается из-под спуда, что становится. Обладанию и достижению Шар всегда предпочитает стремление, тяготение: "Живи порывом.

Не живи на пиру, в его завершении". Излюбленный Шаром край — край "чаянья духа, противогробья". Здесь все "трепещет в предутреннем тумане", вот-вот после зимнего бесплодия лопнут почки и солнце выползет из-за туч. Как нежно смеется земля, когда просыпается снег!

Лежит она в крепких объятиях, плачет, смеется. Огонь, от нее ускользавший, сразу берет ее в жены, как только исчезнет снег. Соответственно и обитатель этой страны чаще всего — внимающий благой вести, распрямляющийся, восходящий, устремленный навстречу тому, что робко постучалось в дверь. Он весь "в ожидании предвосхищенного дня высоких дождей и зеленого ила, который наступит для жгучих и упрямых". И даже в самую лютую стужу он, "скупой ручеек, питаемый смятением и надеждой", прежде всего "хранитель бесчисленных ликов живого", уберегающий "влагу далеких родников"; он "накапливает, чтобы потом раздавать".

Свет был изгнан из наших очей. Он у нас затаился в костях. Мы, в свой черед, из костей изгоняем его, чтобы вернуть ему прежний венец.

Волею исторических судеб, очутившись в годы иноземного нашествия и подполья "ближе к зловещему, чем набатный колокол", Шар считал самым неотложным делом "вырабатывать мораль здоровья бедственной поры". Корень этой жизнестойкой нравственности, возводимой в степень неколебимого завета и тогда, когда потрясения уже позади или только маячат впереди,— решительное, в себе обретающее все нужное мужественное несогласие подчиниться открытому разгулу или скрытому подкопу беды. Самоочевидный долг человека перед собой и перед людьми в том, что ему не пристало довольствоваться уделом жертвы, лишь претерпевающей удары злосчастья, а следует встречать их лицом к лицу, достойно выдерживать и обороняться.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...