1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Роль в рамках коммунистической интеллигенции Франции

Раздосадованные догматическими установками Мориса Тореза, утратившие веру в гуманистические идеалы виновников венгерской трагедии, многие писатели-коммунисты вышли из рядов партии или же отказались от роли "попутчиков". Среди них — К. Руа, Р. Вайян, Веркор и др. В дальнейшем положение оставшихся в партии писателей все более осложнялось. Внутри компартии возник целый ряд идеологических и эстетических "ересей". "Леттр франсез", возглавляемая Арагоном, постепенно стала проводить более "открытую" эстетическую линию.

Философскую неортодоксальность выказывал журнал "Нувель критик". Арагон поддержал идею Р. Гароди о "реализме без берегов". Сама по себе эта идея была достаточно сумбурна, ее ценность — в попытке воссоединения раздробленной по идеологическим и эстетическим принципам литературы XX в. , однако именно этот аспект вызвал яростную критику Гароди как ревизиониста со стороны советского идеологического официоза. ФКП стремилась спасти положение, но ее догматизм, особенно контрастный в сравнении с итальянской компартией (к которой тяготела левая французская интеллигенция, включая Сартра), в конечном счете привел к тому, что интеллигенция все больше утрачивала к ней доверие.

Подавление "Пражской весны" 1968 г. , хотя и осужденное ФКП, привело к новой волне выхода интеллигенции из партии. Когда настал черед Польши и Афганистана, в рядах компартии уже почти не было значительных писателей. Традиционный антиклерикализм французской литературы, насчитывающий более двухсот лет (его следует рассматривать как один из устойчивых элементов французской культуры в целом), особенно расцвел во время оккупации и после Освобождения Франции.

Это связано с консервативной, часто профашистской позицией французской католической церкви. Но, кроме того, французский католицизм воспринимался и продолжает восприниматься как навязанная им с детских лет повинность, и вместо каких-либо метафизических переживаний церковь, как правило, вызывает к себе ироническое, небрежное или даже просто враждебное отношение. Негативное отношение к церкви нередко переносится на религию вообще, в результате чего интерес к метафизической проблематике во французской послевоенной литературе в сущности достаточно ограничен.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...