1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Роль в рамках коммунистической интеллигенции Франции

Раздосадованные догматическими установками Мориса Тореза, утратившие веру в гуманистические идеалы виновников венгерской трагедии, многие писатели-коммунисты вышли из рядов партии или же отказались от роли "попутчиков". Среди них — К. Руа, Р. Вайян, Веркор и др. В дальнейшем положение оставшихся в партии писателей все более осложнялось. Внутри компартии возник целый ряд идеологических и эстетических "ересей". "Леттр франсез", возглавляемая Арагоном, постепенно стала проводить более "открытую" эстетическую линию.

Философскую неортодоксальность выказывал журнал "Нувель критик". Арагон поддержал идею Р. Гароди о "реализме без берегов". Сама по себе эта идея была достаточно сумбурна, ее ценность — в попытке воссоединения раздробленной по идеологическим и эстетическим принципам литературы XX в. , однако именно этот аспект вызвал яростную критику Гароди как ревизиониста со стороны советского идеологического официоза. ФКП стремилась спасти положение, но ее догматизм, особенно контрастный в сравнении с итальянской компартией (к которой тяготела левая французская интеллигенция, включая Сартра), в конечном счете привел к тому, что интеллигенция все больше утрачивала к ней доверие.

Подавление "Пражской весны" 1968 г. , хотя и осужденное ФКП, привело к новой волне выхода интеллигенции из партии. Когда настал черед Польши и Афганистана, в рядах компартии уже почти не было значительных писателей. Традиционный антиклерикализм французской литературы, насчитывающий более двухсот лет (его следует рассматривать как один из устойчивых элементов французской культуры в целом), особенно расцвел во время оккупации и после Освобождения Франции.

Это связано с консервативной, часто профашистской позицией французской католической церкви. Но, кроме того, французский католицизм воспринимался и продолжает восприниматься как навязанная им с детских лет повинность, и вместо каких-либо метафизических переживаний церковь, как правило, вызывает к себе ироническое, небрежное или даже просто враждебное отношение. Негативное отношение к церкви нередко переносится на религию вообще, в результате чего интерес к метафизической проблематике во французской послевоенной литературе в сущности достаточно ограничен.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...