1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Рэмон Кено

Ему импонировало в сюрреализме только напряженное внимание к языку, расположенность к игре аллитерациями, омонимами, скрещениями понятий. Причем увлекала его не столько сложная ассоциативность (основное в художествен-ной программе сюрреализма), сколько звукопись, рождающая мгновенный — без опосредованных ассоциаций — эффект. Первую свою автобиографическую книгу "Дуб и пес" (1937) Кено назвал "романом в стихах".

Уже в ней, как и в следующей книге с характерным "стяжным" названием "Водоочи" (Les Ziaux, 1943), началась увлекательная работа поэта над языком. Она продолжена в книгах "Если ты думаешь" (1951), "Прогулки по городу" (1967), "Деревенские прогулки" (1968). Умение слушать слово влекло поэта к созданию блестящих неологизмов, которые фиксируют оттенки, без них почти не различимые.

Так появляется очень французский, словно давно бытующий в языке глагол pleurir (смеяться сквозь слезы), так переосмысляются иностранные слова, побуждая набережную (au quai) звучать радостным приветствием (о'кей), а деловое рукопожатие (shake-hand) оценить по количеству получаемых купюр (chequanddrent), так рождаются образы с двойным, тройным подтекстом. Например, в стихотворении "Идет дождь" la parapluie не только зонт, но и сильный дождь (в параллель к стоящим рядом неологизмам "paragouttes, paraverse — паракап- ли, параливень). В результате каждый элемент стиха излучает как бы два-три различных значения. Даже союз Кено с одной из экстремистско-формалистических групп УЛИПО (Ouvroir de la litterature potentielle) не мешал Рэмону Кено сохранять в своих основных (не специально экспериментальных) сборниках полноту общечеловеческого звучания. Он внимателен к жизни низов общества, рисует мгновенные "портреты" — то дворника, то рабочего у конвейера, то водителя трамвая, который каждый раз "вдоль набережной ночью отмеривает километры износом своих подошв".

Поэт не испытывает при этом никакой потребности отказаться в этих "социальных" зарисовках от игровой силы поэтического слова. И хотя опыты специально для УЛИПО, обнаруживая виртуозность, как раз разрушали единство содержания и формы, Кено не утратил дара в других своих произведениях, рождавшихся параллельно, облекать емкую мысль в игровые одежды, подчеркивающие ее серьезность и глубину.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...