1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Исторические факты

Оборотной стороной этой позиции является стремление завысить роль культуры

18 Марта 2013

Оборотной стороной этой позиции является стремление завысить роль культуры в процессе социальной ломки, превратить культуру в главный, ключевой момент преобразования общества. Перевернув представления о происходящем с ног на голову, поборники этой точки зрения — а среди них следует назвать тот же "Тель кель" и его вдохновителя Филиппа Соллерса, способность которого к метаморфозам поистине неисчерпаема,— полагали, что, изменив сам характер культуры, можно преобразовать и общество. Смещенное представление об основных социальных закономерностях подталкивало демократически настроенную интеллигенцию к леворадикализму. Группировки левых признавали вооруженную борьбу единственно приемлемой формой общественных и политических преобразований, с судьбами "третьего мира" связывали осуществление своих идеалов. Французов манила Латинская Америка, Че Гевара стал их кумиром, партизанское движение воспринималось в мифологизированном виде, революция на Кубе будоражила.


Для Вилара очевидно, что содержание жизненных проблем

17 Марта 2013

Для Вилара очевидно, что содержание жизненных (в самом широком смысле этого слова) проблем современного человека не исчерпывается тем кругом действительно сложных и трудных коллизий, которые исследует упоенно рефлектирующая "интеллектуальная драма" 40-х годов. Он сетует на утрату театром того напряжения и динамичности действия, той страстности, которая, будучи свойственна лучшим драматическим творениям прошлого, делала их героев полнокровными персонажами, заставляла зрителей горячо сопереживать им, находить у них ответы на самые различные вечные вопросы. Он считал эмоциональное воздействие на публику одним из самых важных, особенно когда речь идет о публике малообразованной.


Позиция Виана в отношении труда

17 Марта 2013

Позиция Виана в отношении труда безусловно отличается от сложившихся взглядов на труд. Для Виана всякий нетворческий труд отвратителен. Он хочет не освободить труд, а освободиться от труда. Показательна мимолетная встреча Колена и Хлои с рабочими медных рудников.

В приводимой цитате обратим, помимо всего прочего, внимание на то, как Виан стилизует в духе социального романа "портрет рабочих". В этом портрете нет непосредственной иронии, но, включенный в контекст "лоскутного" романа, состоящего из стилизации различных эстетических систем, портрет утрачивает серьезность, становится в значительной степени лишь упражнением в стиле: "Несколько рабочих остановились, чтобы поглядеть на проезжающую машину. Их взгляды не выражали ничего, кроме презрения и, пожалуй, насмешки. Это были широкоплечие, сильные люди, и вид у них был невозмутимый. — Они нас ненавидят,— сказала Хлоя. — Поедем скорее".


В "Бунтующем человеке"

17 Марта 2013

В "Бунтующем человеке" Иван — уже не рыцарь "абсурдных истин", столь милых сердцу молодого Камю, но весьма грозная фигура, стоящая в преддверии современного нигилизма. И, хотя выводы из его метафизического бунта, подрывающие основу традиционной морали, не затрагивают непосредственно область политики, хотя он лишен цинизма, Камю испытывает к Ивану мало симпатии. Не сокрушается он более и по поводу того, что выстрел Кириллова не пробудил людей, полагая теперь, что путь к человеко-божеству проложен через страдания людей. Впрочем, опыт истории убеждает Камю одновременно и в том, что судьбы людей находятся не в руках чудаковатых Кирилловых, мечтающих осчастливить аморфную массу успешным разрешением "проклятых проблем", до которых массе нет дела, а в руках Великих инквизиторов, которые, изучив нехитрые запросы своей паствы, как пишет Камю, "сажают Христа в тюрьму и говорят ему, что его метод несовершенен, что всеобщего счастья не достичь предоставлением немедленной свободы выбора между добром и злом, а достигается оно властью и объединением мира". Великий инквизитор хочет добиться от Христа покаяния, признания собственных ошибок, но тот молчит.


Размышляя над метаморфозами сменяющих друг друга цивилизаций

17 Марта 2013

Размышляя над метаморфозами сменяющих друг друга цивилизаций, приводя в пример мастеров прошлого, вспоминая встречи с великими современниками, которыми его так щедро одарила судьба, Мальро строит философию культуры, способную заменить утраченную религию. В "Воображаемом музее" воля к творчеству не уходит вместе с верой. Победив хаос вселенной, она оказывается способной утолить жажду смысла бытия. Исследователи точно подметили в культурфилософском богостроительстве Мальро возрождение на новой почве романтических утопий. Но вряд ли справедливы упреки писателю в том, что на склоне лет он оказывается "блудным сыном", вернувшимся под ветхий отчий кров, сдавшимся "на милость победительнице — Судьбе"29.


После символистов отстоять помпьеризм в серьезной живописи

17 Марта 2013

После символистов отстоять помпьеризм в серьезной живописи, скульптуре, литературе и остановить волну выразительности во Франции стало невозможным. Дальнейший рывок к авангарду XX в. совершили Аполлинер с Пикассо, Сандрар, Жак Ваше, Матисс и фовисты, кубисты, симультанеисты, а к концу первой мировой войны — дадаисты, к которым в Цюрихе, видимо, без увлечения, но с интересом присматривался Ленин. "Девятым валом" эстетической бури стал сюрреализм. Сюрреализм, по свидетельству, подтвержденному Бретоном последних лет жизни в статье-презентации XI Международной выставки сюрреализма под заглавием "Generique" ("Наши титры" — в том смысле, в каком это слово употребляется в кино), настаивает на "ecart absolu" сюрреалистов по отношению к идеологии и культуре старого общества, поднимающего, как он говорит, к благосостоянию одну тридцатую часть людей. Слово "ecart" нельзя литературно перевести по-русски, сохраняя и смысл и энергию двусложника с ударением на втором слоге. Означает оно циркулярное раздвижение, которое при плохой экономике называли "ножницами"; надо бы — "разрыв", "расстык", "разруб" со смыслом "раздвиг". "Колумб,— пишет Бретон,— чтобы достичь громаду Нового света избрал правило полного расстыка со всеми известными путями и вторгся в девственный Океан. . . поступим так же, действуя путем полного расстыка.


Персонажи Андре Дотеля — современный вариант

16 Марта 2013

Персонажи Андре Дотеля — современный вариант "естественного человека", они слиты с природой, ничто в ней не вызывает в них отвращения, а тем более не кажется абсурдным. Они наделены глубокой верой в торжество счастья и в целесообразность происходящего. В этой позиции Дотеля следует видеть не столько конформизм, сколько убежденный пантеизм.


С точки зрения эволюции Шаброля как писателя роман интересен

16 Марта 2013

С точки зрения эволюции Шаброля как писателя роман интересен тем, что сюжетообразующий стержень его — вступление юноши во "взрослую" жизнь, а по существу, падение с высоты романтических иллюзий юности в кромешный ад войны (будь то вторая мировая или религиозные войны XVII—XVIII вв. , Парижская коммуна или вызванная социальными антагонизмами война "всех против всех" в современном капиталистическом обществе) — стал матрицей для остальных его романов, в том числе и исторических. Десять лет спустя Шаброль напишет: "Моя первая книга была посвящена тысячам Кристианов, заблудших энтузиастов"; макизар ли, камизар ли, на Монте Синто или на берегах "желтого Дуная", в танке или в прошедшем санобработку борделе, передо мной, хочу я этого или нет, всегда стоит все тот же Кристиан, и я умею рассказывать только о его падении, более или менее плавном, с небес своего детства".


Но католические авторы ушли от картезианского понимания Бога

16 Марта 2013

Но католические авторы ушли от картезианского понимания Бога как часовщика, один раз заведшего отлаженный механизм. Да, понятие Рока довлеет в их произведениях, персонажи постоянно оказываются в ловушке, их неотвратимо влечет смерть, но героям и авторам равно не подвластна таинственная иррациональная сила, о незримом речь ведется полунамеком. Ж. -П.


Во время просмотра Виан умер

16 Марта 2013

Во время просмотра Виан умер. Так Салливен сначала обогатил Виана, а затем принял участие в заговоре против его жизни. Роковое имя оказалось в конечном счете ширмой, которая закрыла Виана от читательской публики, но было бы слишком наивно только этой причиной объяснять прижизненный писательский неуспех самого Виана. Продемонстрировав незаурядные качества стилизатора и затем отбросив маску Салливена, Виан, казалось бы, должен был привлечь к самому себе внимание издателей и читателей.


Однако Модиано — писатель "коварный"

16 Марта 2013

Однако Модиано — писатель "коварный", ибо в его произведениях все оказывается вовсе не таким, как кажется поначалу. В них есть герой, но этот расплывчатый, подвижный, постоянно изменяющийся образ, в котором происходят постоянные "подмены", конечно же, не имеет ничего общего со стабильным, социально детерминированным героем реалистического романа. В книгах Модиано всегда есть определенный сюжет и рассказывается история, но для того, чтобы ее выстроить, нужно сложить ее из многих разрозненных частей.



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...