1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Творчество

В первом романе описывается жизнь семиэтажного дома

15 Марта 2013

В первом романе описывается жизнь семиэтажного дома (Миланский проезд, № 15) с семи вечера до семи утра (12 часов — 12 глав). Дается социальный срез жизни Франции 50-х годов: привратники, прислуга, священники, школьники, богатые буржуа, художник, ученый-египтолог. Автор как бы убирает стену дома, показывая читателю события, происходящие параллельно и последовательно на всех этажах. Так, когда-то Хромой бес, Асмодей, снял для студента крыши домов, открыв ему тайную жизнь ночного города4.


Большая часть статей была написана в 1940 г.

15 Марта 2013

Большая часть статей была написана в 1940 г. , а вышел сборник во второй половине 1941 г. , когда ситуация резко изменилась, Россия вступила в войну, организационно оформилось движение Сопротивления. Исходный тезис Монтерлана, на котором строились его рассуждения,— если ты боролся до конца, но не смог победить, надо признать свое поражение — прозвучал совершенно иначе, чем год назад, навлек на писателя обвинения в коллаборационизме. Уязвимым местом Монтерлана, как и героев его, оказалась вера в силу, логичность рассуждений. Правота была за абсурдом, за борьбой без надежды на успех.


Пьесу Монтерлан создал уже на склоне лет

15 Марта 2013

Пьесу Монтерлан создал уже на склоне лет, и потому у юноши появился сильный соперник, его возрастной двойник; бинарные отношения между персонажами превратились в любовный треугольник, четырехугольник веры, где противостоят друг другу ученики и воспитатели, люди духа (Андре, настоятель) и люди плоти (Суплие, Прадт). "Город" подытоживает предыдущие произведения Монтерлана, столкнув между собой "юных" и "зрелых" героев, объединив сюжеты о любви-соперничестве между сверстниками и между "отцами" и "детьми". Пьеса была вписана автором в контекст его религиозных произведений, а роман — автобиографических ("Мальчики" составляют вторую часть трилогии "Юность Альбана де Брикуля", рассказывая о событиях, происходящих между романами "Бестиарии" и "Сон"). Это переставило акценты, нарушило равновесие между персонажами, выдвинув на первый план Альбана.


Слово, вынесенное в заглавие

15 Марта 2013

Слово, вынесенное в заглавие,— биологический термин, обозначающий реакцию организма (растения) на внешнее воздействие. Н. Саррот понимает под ним мельчайшие психические реакции, образы, возникающие в сознании человека и существующие на довербальном уровне. Писательница ставит перед собой почти невыполнимую задачу — запечатлеть неуловимое, ту самую мысль, что, изреченная, становится ложью.


Мертвую девушку обнаруживает художник

15 Марта 2013

Мертвую девушку обнаруживает художник, юношу спасает и отправляет в Египет Леонард — именно у него, в центре дома, собирались собратья по таинственному делу (возможно, масоны), там читались и обсуждались фантастические тексты. "Миланский проезд" и другие книги 50-х годов отражают выдвинутую Бютором концепцию романа как символического, формального и реалистического одновременно (статья "Роман как поиск", 1955). Но в "Проезде" нет еще индивидуального авторского стиля, который так отчетливо выражен у Н. Саррот, А. Роб-Грийе, К. Симона. Прозаический ритм, плетение словес появятся во втором романе — "Распределение времени" (1956). Постепенно возникают столь характерные для новороманистов длинные периоды, многостраничные фразы, употребление которых во французском языке традиционно порицалось. Свои стилистические поиски Бютор описывал8 как максимальное замедление ритма фразы и повествования, т. е. попытку остановить мгновение. "Всезнающий автор" уступил место персонажу — и сразу возникла устойчивая новороманная тема субъективности, неточности восприятия, невозможности "верно", однозначно запечатлеть внешний мир и то, что происходит внутри тебя самого.


Построение, опробованное в "Жертвах долга"

14 Марта 2013

Такое построение, опробованное в "Жертвах долга", Ионеско применил в своих двух последних пьесах — "Человек с чемоданами" (1975) и "Путешествия к умершим" (1981). С конца 60-х годов он пишет все меньше и меньше художественных произведений и все больше мемуаров и эссе. ("Противоядия", 1977, "За культуру, против политики", 1979, "Человек под вопросом", 1979). Самоанализ из источника творчества становится ключом для его объяснения.


Мотив бесприютности тоже присутствует

14 Марта 2013

Мотив бесприютности тоже присутствует (вспомним вопрос, с которым малыш Мондо обращается к прохожим: "Вы не хотели бы меня усыновить?"), но напряжение снято, вместо трагического крика — чуть ироничный голос, признание возможности почувствовать себя усыновленным человечеством, вселенной. (Задавая вопрос, Мондо ведь, не останавливаясь, идет дальше. ) "Светлое одиночество" — озаглавлена одна из рецензий на этот сборник. В ряде случаев пограничный меж утопией и жестокой реальностью "детский" мир Леклезио имеет точки соприкосновения с повествованием Гари-Ажара "Вся жизнь впереди" (1975). Но именно при таком сравнении и проявляются четче буйные романтические краски манеры Леклезио. Благородные порывы героев и сам романтически приподнятый, изобилующий эпитетами, повторами, экстатическими образами стиль Леклезио окрашены в тона утопической робинзонады, осуществляющейся не вдали от цивилизации, а тут же, рядом, едва сумел ты отойти на достаточное расстояние от оглушающих дискотек или ревущей ленты шоссе.


Преодоление и явилось благой вестью

14 Марта 2013

Это преодоление и явилось благой вестью, ибо, как ни золотил Камю участь Сизифа, сущность его положения не менялась. Камю в "Мифе о Сизифе" провозгласил Сизифа счастливым. Но стал ли Сизиф от этого счастливее? Абсурд держал своего певца в плену "логичности".

Теперь же, когда энергия спонтанного бунта против "возмутительной судьбы" оказалась настолько значительной, что смогла воодушевить субъекта европейской культуры, прослывшего индивидуалистом и имморалистом, на поступки, слова, которые адепты философии абсурда готовы были уже помечать в словарях "уст. ": "героизм", "самоотверженность", наконец, "святость",— "абсурдная" логика теряла свои права на монополию, превращаясь лишь в одну из возможных игр отвлеченного ума. С огромным энтузиазмом, еще более подчеркнутым формальной беспристрастностью хроники ( ее "анонимный" повествователь в конце концов оказывается одним из главных персонажей, доктором Рьё), Камю возвестил в "Чуме" о том, что для людей существуют сверхиндивидуальные ценности уже в силу того, что они люди. Нельзя не признать, что «великим открытием "Чумы",— как писал ведущий французский исследователь творчества Камю Р. Гийе,— является открытие существования человеческой природы ». С чувством радостного недоумения герои "Чумы" познают законы человеческой сущности. В этом отношении особенно любопытен парижский журналист Рамбер, застрявший случайно в зачумленном Оране и пытающийся всеми правдами и неправдами вырваться из города для того, чтобы воссоединиться с любимой женщиной.


Литература нравственного поиска

14 Марта 2013

И для Кейроля, и для Веркора эта литература нравственного поиска и проверки человека была источником своеобразной фантастики, в которой не было ни следа научной фантастики, ибо она была способом "наиболее четкой постановки проблемы", по словам Веркора. Романы Веркора — "романы идей": авторская идея прямо выражается в композиции, системе образов, в конфликтах и их решении, в преобладании рассуждения над действием. Фантастика Веркора — производное от этой особенности жанра, она напоминает о традиции Вольтера (хотя Веркор и не сатирик), о традиции Франса, традиции предельно обобщенного, открыто условного выражения идеи, призванного задеть, ангажировать читателя. Такой обнаженной условностью отличается сюжет романа "Неестественные животные" (1951) (в русском переводе "Люди или животные"). Его фантастичность — способ крайнего заострения ситуации: журналист Дуглас женился, так сказать, на обезьяне, родившей в этом союзе детей.


Портрет, ассоциация, концепция — и создает истину

14 Марта 2013

А все вместе — портрет, ассоциация, концепция — и создает истину, а следовательно, и возможность найти уникальное, точное и выра-зительное слово. Антиной в романе рисуется и впрямь как артист глазами режиссера Адриана, который любуется его пластикой, заставляет его играть при себе разные роли — жреца, охотника, танцора, компаньона, но всегда рассматривает его как объект, послушный своей воле. Антиной для Адриана — своего рода идол, гений, спутник "золотого века", символ слияния Греции и Азии. Любовь к Антиною делает тон воспоминаний лирическим cantabile, развертываются прекрасные пейзажные картины, сцены строительства храмов, всплывает поэзия, оживает мистика ритуалов. Даже в комментариях Юрсенар говорит об Антиное строчками из Шелли: "Eager and impassionate tenderness, sullen effeminacy".


Миссия священника, проникающего в глубь людских душ

13 Марта 2013

Миссия священника, проникающего в глубь людских душ, побеждающего зло, восстанавливающего нарушенный порядок, естественно соотносится с ремеслом сыщика, каким он предстает в классическом детективе английской выделки. Сыщик выпытывает правду, провоцирует многочисленные признания, сохраняя при этом тайну исповеди, судит по законам божеским, а не по человеческим. Таковы персонажи А. Конан Дойла и Агаты Кристи, таков патер Браун — герой детективных рассказов католического философа Честертона, который каждое преступление исследует как проявление главного закона бытия — невидимости очевидного. Но сыщик, как Господь Бог, всемогущ, неуязвим, бессмертен. Священник — нет.



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...