1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Слово, вынесенное в заглавие

Для этого она использует суггестивный метод письма, стремясь не передавать психологические состояния, а вызвать у читателя сходные ощущения. Тропизм, слово, однокоренное с "тропом",— центральное понятие поэтики Натали Саррот, которое определяет принципы видения и воссоздания мира. Тропизмы — это воплощение психической субстанции, магмы "коллективного бессознательного". Эта речь, рождающаяся в глубине, так же неиндивидуальна, анонимна, "фольклорна", как банальные фразы поверхностного общения — клише, "общие места".

Но раз так, то и носитель тропизмов безразличен, нейтрален и для художественного мира Натали Саррот в принципе не нужен. Персонаж заменяется коллективным героем, самопорождающейся "внутренней речью". Читатель уже не идентифицирует себя с героем, а сам занимает его место в художественном пространстве, заполняет пустоту. И вполне закономерен главный тезис программной статьи писательницы "Эра подозрения" (1950): в современной литературе персонаж классических романов "понемногу все потерял: предков, любовно построенный дом, набитый от пола до потолка всякой всячиной — вплоть до самых мелких безделушек, имение, ренту, тело, лицо и, самое главное и ценное,— свой индивидуальный характер и зачастую даже имя". Подозрение в неадекватности, неаутентичности внутренней сущности человека, события, вещи, мира и внешнего, постороннего представления о них становится импульсом художественных исследований, предпринимаемых в произведениях Н. Саррот.

Мир не логичен, не подчиняется рациональным законам, он не конечен и, значит, до конца не познаваем. Проникновение вглубь, в область тропизмов — процесс, а не результат. Внешние события практически никакого значения не имеют, они лишь повод, причина разыгрывающихся в подсознании микротрагедий, драм, где целые сюжеты, сконцентрированные до ощущений, образов, мелькают, как во сне. Стержнем действия Н. Саррот избирает идущее из экзистенциализма противопоставление, противоборство индивидуального "я" и безличного "оно", одновременно желание и страх быть таким, как все.

При этом универсальные философские понятия "одомашниваются", переводятся на бытовой уровень. Экзистенциальный страх бытия, ощущение невозможности, абсурдности происходящего становится мелочным беспокойством: к старинной дубовой двери приделали никелированную ручку, испортив не вещь — идеальный образ вещи, то впечатление, что она должна производить.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....