1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Большая часть статей была написана в 1940 г.

Разумеется, Монтерлан с немцами не сотрудничал, его произведения в те годы и разрешались и запрещались. Он писал статьи и пьесы, печатавшиеся, ставившиеся в оккупированном Париже,— за это его в 1944—1946 гг. много раз вызывали на гражданские и писательские комиссии по чистке, не находили в его действиях состава преступления и в итоге условно запретили год публиковаться (посчитав, что этот запрет относится к уже прошедшему 1945 г. — реально Монтерлан печататься не переставал). Но для писателя творчество и было единственно возможным путем исполнить свое предназначение — так, как он его понимал.

Утопичность, наивность надежд 1940 г. , на чисто духовное возрождение страны очень быстро стала ясна для него самого, скоро развеялась и вера в Петена. Монтерлан писал, что отличительная черта французов — умение по-бур-жуазному пережить трагедию, более того — не заметить ее. Она пришла к ним с театральных подмостков — Монтерлан, по сути, возродил на французской сцене жанр трагедии, соединив его с традицией мистериального, сакрального театра.

Его пьесы обычно делятся на современные и исторические, мирские и религиозные, французские, испанские, итальянские, но эти различия — внешние. Как мы уже говорили, современность для писателя — лишь форма проявления исторической закономерности, все Средиземноморье — единый мир. В разных вариантах разыгрывается одно и то же действие — трагедия избранничества. Это пьесы о человеке, уже умершем и только пытающемся казаться живым, потерпевшем поражение, утратившем веру. Таковы король Португалии Ферранте ("Мертвая королева", опубл.

1942), Жорж Карийон ("Ничей сын", пост, и опубл. 1943, "Завтра будет день", 1948, пост, и опубл. 1949), дон Альваро ("Магистр ордена Сант-Яго", 1945, опубл. 1947, пост.

1948), кондотьер Малатеста ("Малатеста", 1943—1944, пост. 1946, опубл. 1950), кардинал Сиснерос ("Кардинал Испании", 1957—1958, пост, и опубл.

1960). Довоенная проза Монтерлана держится на убеждении, что в мире есть тайный смысл (пусть лишь немногим избранным дано постичь его), что случайное бытовое поведение подчинено законам вселенской мистерии. "Объективные" романы 30-х годов в этом смысле ничем не отличаются от "автобиографических" произведений 20-х годов. В драме, где все персонажи одинаково реальны, где каждый отстаивает свою правду, свою жизненную философию, защищая тем самым свое право на существование, рушится прежняя центростремительная конструкция — художественное воплощение принципов субъективного идеализма. Автору и герою приходится признать, что мир существует не только в их сознании, и его нельзя изменить, воздействуя только на себя.

Во всех пьесах Монтерлана доминирует тема "жертвоприношения Авраама", изгнания: обрекая на заклание самое близкое существо, герой кладет реальность на алтарь мертвой идеи. Споря с традицией, идущей от классицистической трагедииСпоря с традицией, идущей от классицистической трагедии, Монтерлан писал, что принцип его драматургии — не единство, а противоречивость характеров. Думается, точнее говорить о раздвоенности: у непредсказуемости есть своя логика. Герой пьес Монтерлана постоянно смотрит на себя со стороны, ориентируется на легенду, созданную им и о нем, он входит в образ общественного человека, для которого цель оправдывает средства: жестокого короля, правителя, кондотьера, магистра ордена или адвоката (Жорж Карийон), от которого тоже зависят судьбы людей.

Но развивается конфликт в семье ("И в семье идет классовая борьба", писал Монтерлан в "Жалости к женщинам"). Тирану-утописту, Дон Кихоту (неважно, посвятил он себя служению Богу, государству или идеям анархизма, как Селестино из "Хаоса и ночи") противостоит его собственная плоть и кровь — сын и дочь. За ними правда реальной жизни, естественного поведения. Юный и зрелый герой прозы Монтерлана, обреченный побеждать, с наслаждением преодолевал сопротивление людей и мира; постарев, он обрел достойного противника — самого себя в молодости. "В тюрьму за посредственность!" — кричит король Португалии Ферранте, приказав арестовать сына, который осмелился полюбить и выбрать жену, как простой человек, а не наследник престола. В "Мертвой королеве" впервые сталкиваются, борются между собой четыре главных персонажа творчества Монтерлана: отец (Ферранте) — сын (дон Педро) — отвергнутая Дева (инфанта Наваррская) — преданная, покорная возлюбленная (Инее де Кастро).

Художественный мир становится многомерным, пьеса получает у критиков и зрителей самые противоречивые толкования, в том числе — примитивно политические (инфанта — Германия, Педро — США, Ферранте — Англия, Инее — Франция), в ней усматривают злободневные намеки. Конечно, это не "пьеса с ключом", но думается, что она, как "Ничей сын", как "Калигула" Камю, "Антигона" Ануя, говорит об ужасе фашизма — государственной тирании, проникающей в семью, убивающей ради идеи. Но это — и вечная тема французской трагедии, идущая от "Горация" Корнеля. В то время сам Монтерлан вряд ли бы согласился с такой трактовкой: когда он писал пьесу с программным названием "Ничей сын, или Сильнее крови"11, где действие происходит не в Португалии в давние времена, а на юге Франции зимой 1940—1941 г. , он всецело разделял позицию отца. Он передал ему свои заветные идеи, изложенные в "Июньском солнцестоянии", сделал его умным, целеустремленным, смелым: Жорж Карийон участвовал в войне, был в плену.

Но политические доктрины, изложенные дома, а не для миллионной аудитории, звучат фальшиво. Подросток, 14-летний Гийу, искренне старается, но не может следовать теориям отца. Его нормальность кажется Жоржу посредственностью, и он отрекается от внебрачного сына — отрекается от Франции, от жизни, обидевшись, что она не следует предначертанному ей пути.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...