1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Большая часть статей была написана в 1940 г.

Разумеется, Монтерлан с немцами не сотрудничал, его произведения в те годы и разрешались и запрещались. Он писал статьи и пьесы, печатавшиеся, ставившиеся в оккупированном Париже,— за это его в 1944—1946 гг. много раз вызывали на гражданские и писательские комиссии по чистке, не находили в его действиях состава преступления и в итоге условно запретили год публиковаться (посчитав, что этот запрет относится к уже прошедшему 1945 г. — реально Монтерлан печататься не переставал). Но для писателя творчество и было единственно возможным путем исполнить свое предназначение — так, как он его понимал.

Утопичность, наивность надежд 1940 г. , на чисто духовное возрождение страны очень быстро стала ясна для него самого, скоро развеялась и вера в Петена. Монтерлан писал, что отличительная черта французов — умение по-бур-жуазному пережить трагедию, более того — не заметить ее. Она пришла к ним с театральных подмостков — Монтерлан, по сути, возродил на французской сцене жанр трагедии, соединив его с традицией мистериального, сакрального театра.

Его пьесы обычно делятся на современные и исторические, мирские и религиозные, французские, испанские, итальянские, но эти различия — внешние. Как мы уже говорили, современность для писателя — лишь форма проявления исторической закономерности, все Средиземноморье — единый мир. В разных вариантах разыгрывается одно и то же действие — трагедия избранничества. Это пьесы о человеке, уже умершем и только пытающемся казаться живым, потерпевшем поражение, утратившем веру. Таковы король Португалии Ферранте ("Мертвая королева", опубл.

1942), Жорж Карийон ("Ничей сын", пост, и опубл. 1943, "Завтра будет день", 1948, пост, и опубл. 1949), дон Альваро ("Магистр ордена Сант-Яго", 1945, опубл. 1947, пост.

1948), кондотьер Малатеста ("Малатеста", 1943—1944, пост. 1946, опубл. 1950), кардинал Сиснерос ("Кардинал Испании", 1957—1958, пост, и опубл.

1960). Довоенная проза Монтерлана держится на убеждении, что в мире есть тайный смысл (пусть лишь немногим избранным дано постичь его), что случайное бытовое поведение подчинено законам вселенской мистерии. "Объективные" романы 30-х годов в этом смысле ничем не отличаются от "автобиографических" произведений 20-х годов. В драме, где все персонажи одинаково реальны, где каждый отстаивает свою правду, свою жизненную философию, защищая тем самым свое право на существование, рушится прежняя центростремительная конструкция — художественное воплощение принципов субъективного идеализма. Автору и герою приходится признать, что мир существует не только в их сознании, и его нельзя изменить, воздействуя только на себя.

Во всех пьесах Монтерлана доминирует тема "жертвоприношения Авраама", изгнания: обрекая на заклание самое близкое существо, герой кладет реальность на алтарь мертвой идеи. Споря с традицией, идущей от классицистической трагедииСпоря с традицией, идущей от классицистической трагедии, Монтерлан писал, что принцип его драматургии — не единство, а противоречивость характеров. Думается, точнее говорить о раздвоенности: у непредсказуемости есть своя логика. Герой пьес Монтерлана постоянно смотрит на себя со стороны, ориентируется на легенду, созданную им и о нем, он входит в образ общественного человека, для которого цель оправдывает средства: жестокого короля, правителя, кондотьера, магистра ордена или адвоката (Жорж Карийон), от которого тоже зависят судьбы людей.

Но развивается конфликт в семье ("И в семье идет классовая борьба", писал Монтерлан в "Жалости к женщинам"). Тирану-утописту, Дон Кихоту (неважно, посвятил он себя служению Богу, государству или идеям анархизма, как Селестино из "Хаоса и ночи") противостоит его собственная плоть и кровь — сын и дочь. За ними правда реальной жизни, естественного поведения. Юный и зрелый герой прозы Монтерлана, обреченный побеждать, с наслаждением преодолевал сопротивление людей и мира; постарев, он обрел достойного противника — самого себя в молодости. "В тюрьму за посредственность!" — кричит король Португалии Ферранте, приказав арестовать сына, который осмелился полюбить и выбрать жену, как простой человек, а не наследник престола. В "Мертвой королеве" впервые сталкиваются, борются между собой четыре главных персонажа творчества Монтерлана: отец (Ферранте) — сын (дон Педро) — отвергнутая Дева (инфанта Наваррская) — преданная, покорная возлюбленная (Инее де Кастро).

Художественный мир становится многомерным, пьеса получает у критиков и зрителей самые противоречивые толкования, в том числе — примитивно политические (инфанта — Германия, Педро — США, Ферранте — Англия, Инее — Франция), в ней усматривают злободневные намеки. Конечно, это не "пьеса с ключом", но думается, что она, как "Ничей сын", как "Калигула" Камю, "Антигона" Ануя, говорит об ужасе фашизма — государственной тирании, проникающей в семью, убивающей ради идеи. Но это — и вечная тема французской трагедии, идущая от "Горация" Корнеля. В то время сам Монтерлан вряд ли бы согласился с такой трактовкой: когда он писал пьесу с программным названием "Ничей сын, или Сильнее крови"11, где действие происходит не в Португалии в давние времена, а на юге Франции зимой 1940—1941 г. , он всецело разделял позицию отца. Он передал ему свои заветные идеи, изложенные в "Июньском солнцестоянии", сделал его умным, целеустремленным, смелым: Жорж Карийон участвовал в войне, был в плену.

Но политические доктрины, изложенные дома, а не для миллионной аудитории, звучат фальшиво. Подросток, 14-летний Гийу, искренне старается, но не может следовать теориям отца. Его нормальность кажется Жоржу посредственностью, и он отрекается от внебрачного сына — отрекается от Франции, от жизни, обидевшись, что она не следует предначертанному ей пути.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Шуази Франсуа

Шуази́, Франсуа-Тимолеон де (François-Timoléon de Choisy, 16 августа 1644, Париж – 2 октября 1724, Париж), французский писатель, священнослужитель, известный трансвестит; возможно, транссексуал. Член Французской академии с 1687 г. Биография По материнской линии...