1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

События

Роже Вайян

15 Марта 2013

И все-таки "свобода выбора" для автора "Странной игры" не ограничивается экзистенциалистским актом "свободной воли". Само это слово — acte gratuit (судя даже по личным письмам родным) — приобретает под пером Вайяна негативный оттенок полной бесполезности; того, что надо преодолеть осознанной устремленностью к заранее продуманной цели, желанием довести общественно полезное дело до успешного финала, не просто "остаться честным" в той или иной навязанной человеческим уделом ситуации, но изменить ход событий ради счастья другого. В авторском предисловии к роману писатель дал свою оценку деятельности участников Сопротивления.


В "Угольях и реке" проявляются и некоторые новые черты

15 Марта 2013

В "Угольях и реке" проявляются и некоторые новые черты поэтического универсума Ренара. Здесь не только разрабатывается образ лабиринта, который станет центральным в книгах "Свет безмолвия" и "Тайной полны все острова", но и утверждается, объемля собой весь сборник, характерная для позднего Ренара вопросительная интонация (в "Свете безмолвия" есть, например, целая серия "Вопросов"). Повествовательная ткань "Рассказа I" неоднократно перебивается вопросами, например: "Кто же умер?", "Ничто не родилось?", "Где начинается Бог?", "Дано ли верить раньше, чем поверишь?", "Можно ли поделиться словом?" Эта особенность свидетельствует о поисках нового человека, способного найти ответы, которые, в сущности, уже содержатся в самих вопросах, но при этом поэт подводит своего читателя к осознанию того, что поиск истины бесконечен, а полное обладание ею — невозможно. "Хождение" Ренара, этапами которого являются его поэтические книги, постоянное движение к неизведанному в себе и в мире выходят за рамки религиозных исканий, поднимаясь на уровень философского осмысления бытия и предназначения человека на земле. Размышления Ренара, тяготея к высокому, запредельному, свободны от умозрительности и иссушающей абстрактности. Это проявилось в "Рассказе И", включающем хронику путешествий поэта в Алжир, Марокко, Сенегал, Мавританию, в которой Ренар соприкасается с иной ипостасью нашего бытия — его социальными и политическими проблемами.


Подлинная, новая литература

15 Марта 2013

Подлинная, новая литература, с точки зрения писателя, не должна ни изображать, ни выражать что бы то ни было. Литература для него самодостаточный организм, живущий по своим законам и правилам, преобразования и изменения внутри которого имеют, однако, универсальное значение. Нежелание видеть в языке инструмент познания окружающего мира и средство коммуникации, представление о самодостаточности языка конечно же восприняты от структурной лингвистики. Не случайно в подзаголовок журнала "Тель кель" были вынесены слова: "Лингвистика.


Получивший осенью 1951 г. статус Национального народного театра

15 Марта 2013

Получивший осенью 1951 г. статус Национального народного театра "ТНП" (TNP) под руководством Вилара еще не раз доказывал необходимость и насущность обращения к классическим произведениям в поисках отклика на самые острые и животрепещущие проблемы своего времени. Примеров тому много. Но самым, может быть, показательным из них является постановка в 1953 г. "Дон Жуана" Мольера, которая нашла столь горячий отклик в зрительских сердцах в значительной степени потому, что выразила одну из существенных перемен в умонастроениях французов в тягостной и давящей атмосфере 50-х годов.


В "Огнях" Юрсенар впервые экспериментировала

15 Марта 2013

В "Огнях" Юрсенар впервые экспериментировала с новой стилистической манерой, которую она сама называла "барочным экспрессионизмом". Новый стиль, "богато украшенный", изобилующий метафорами, аллюзиями и каламбурами и в то же время очень плотный, сгущенный ("проза без прилагательных"), складывался под влиянием М. Барреса и представлял собой альтернативу классическому пуризму первых опытов. Орнаментальность "Огней" и исполненного в той же манере "Динария мечты" (1934) соотносятся с классицизмом "Сада химер" и "Алексиса" как два полюса художественного поиска писательницы в довоенную эпоху, как тезис и антитезис. А зрелый синкретический стиль — то, что сейчас критики восторженно называют "мраморная" или "бронзовая" проза Юрсенар,— сложился в результате тщательного и продуманного синтеза двух противоположных творческих манер.


Когда сведения об изничтожении крестьянства

14 Марта 2013

Когда сведения об изничтожении крестьянства и неслыханном в истории размахе репрессий в России 30-х годов проникли на Запад, Бретон и близкие ему сюрреалисты не потупили стыдливо очи, как Роллан, Барбюс, Уэллс, Шоу, Драйзер, но открыто выступили в печати против Сталина. Такие выступления были тем более значительными, что они шли не от "буржуазии", а изнутри революционного движения, при политической защите сподвижников Ленина от сталинского террора. Слово "stalinien" становится под пером сюрреалистов клеймом, схожим по смыслу со словом "hitlerien". В 1935 г. в воззвании "О времени, когда сюрреалисты оказались правы" (переиздано в сб. "Политическая позиция сюрреализма", 1935) осуждается перерождение советского строя, за которое был ответственен Сталин: "Этому режиму, этому вождю мы можем безусловно выразить свое недоверие".


Среди своих предшественников новороманисты числят Флобера

14 Марта 2013

Среди своих предшественников новороманисты числят Флобера, Пруста, Кафку, Набокова, Виана; несомненное влияние оказали на них философские труды Сартра, но, думается, важнее всего был главный литературный оппонент: классический роман бальзаковского типа. Подобно антидраме, отвергнувшей сам принцип "хорошо сделанной пьесы", "новый роман" двигался "от противного", поставив под сомнение кардинальные принципы, на которых держалась традиционная проза. "Новый роман" не просто отказался от "нескольких устаревших понятий" (по выражению Роб-Грийе), он разрушил центральные, связующие звенья триад. Опорные категории реалистической эстетики: персонаж, фабула, жизнеподобие, произведение — оказались призрачными. Поставив целью уничтожить посредника, замкнуть накоротке противоположные полюса, он создал принципиально новую художественную систему. "Новый роман" "раздел" персонаж, обобрал его до нитки, как писала Н. Саррот, лишил биографии, имени, внешности, сделал невидимкой.


Книга "Тайной полны все острова"

14 Марта 2013

Книга "Тайной полны все острова" (1984) — самая загадочная из всех книг Ренара, ибо она самым непосредственным образом посвящена исследованию Тайного, секретного; ее первая часть так и озаглавлена: "Введение в секрет". В "Таинствах" (коротких, на страничку, стихотворениях) поэт пытается понять и познать окружающий мир, который, отказавшись от неадекватного ему языка, должен сам поведать о себе читателю. "Таинства", вполне оправдывая свое название, порою просто завораживают магической гармонией звуков и красок, в них очевидное сопряжено с тайным, видимое и понятное слиты с неощутимым и загадочным. Казалось бы, столь явное увлечение оккультизмом, алхимией и прочей мистикой не пристало поэту-католику. Сам Ренар объясняет подобную метаморфозу тем, что изменилось его понимание того, что же есть святая Тайна.


Решая в связи с образами Жана и Поля проблемы наследственности

14 Марта 2013

Решая в связи с образами Жана и Поля проблемы наследственности и среды, кочевничества и оседлого образа жизни, пространства и времени, Турнье постоянно использует и обыгрывает ту "мифологическую ауру", которой окружен в человеческом сознании сам феномен близнецов. Опираясь на древние близнечные мифы, трансформированные уже более поздним сознанием, возводя своих близнецов к Диоскурам, сыновьям Зевса, которые появляются на небосводе попеременно как утренняя и вечерняя звезда, Турнье пользуется известным мотивом, но трактует его по-своему, наполняет его новыми смыслами, достаточно далекими от первоначального. Эта установка писателя говорить о неизвестном в форме известного опирается на его глубокое убеждение в том, что "высшее достижение искусства состоит в умении творить новое, облекая его в форму уже виденного". Постоянная "оглядка" писателя на существующее в культуре до него, сопровождаемая однако желанием все это переосмыслить или переиначить, позволяет говорить еще об одном существенном, конструктивном элементе в методе Турнье — элементе пародии.


Соланж

14 Марта 2013

Соланж (как и ее двойники — еврейка Рашель Гиги, арабка Радиджа) воплощает телесную красоту, но любовь писателя приносит больше страданий, чем радости. Весь цикл их отношений: ухаживание, соблазнение, любовная связь, помолвка, разрыв, новое сближение и окончательная разлука — строится на том, что Косталь подавляет Соланж, превращает в безжизненно-прекрасную статую; любое проявление самостоятельности или намек на нее жестоко карается. Писатель испытывает жалость к своей жертве, его искушает "демон добра" — желание осчастливить девушку, женившись на ней, исполнив ее буржуазную мечту. Ради этого Соланж готова обещать все, даже стать детоубийцей, жить с прокаженным (Косталь ошибочно думает, что заразился проказой от своей любовницы-марокканки), она тает, чахнет в разлуке, но Косталь не может переступить через себя: брак, приковывающий к другому человеку, для него убийственен. Действительно садистски жесток он именно тогда, когда пытается следовать нормам чужого, добропорядочного поведения.


Общим для неороманистов стало обращение к другим видам искусства

14 Марта 2013

Общим для неороманистов стало обращение к другим видам искусства в поисках новых изобразительных средств. Из музыки они позаимствовали понятие о вариации, в изобразительном искусстве и кино особенно заинтересовались коллажем и монтажом. Изменение формальной стороны романа привело к изменению в отношениях писатель—читатель. От читателя требовалось как бы заново научиться читать, он должен проникнуть "вовнутрь" произведения, "изнутри" постичь его мир, способствовать его возникновению и развитию. Еще больше изменились отношения писатель—переводчик.



Страница 4 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...