1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Соланж

Линии духовной и плотской любви-страдания сходятся, но не пересекаются (как в кульминации "Жалости к женщинам" сразу после жестокого объяснения с Анре Акебо, духовного насилия над ней, Косталь овладевает Соланж), эпизоды дополняют друг друга. Как антитеза возникает тема преданной родительской любви (матери Соланж — к дочери, отчасти — самого писателя к внебрачному сыну), но нет подлинной равноправной любви-общения. Романы Монтерлана принципиально центростремительны, сюжетные связи завязаны на одном человеке (остальные персонажи почти не встречаются между собой), на нем держится художественный мир. В финале "Демона добра" Косталь, оставшись один, творит запоем.

И он описывается слогом книги Бытия, уподобляется Саваофу, создающему Землю. Косталь — посредник между людьми, между духом и плотью, мужским и женским началом, Западом и Востоком — претворяет сор бытия в произведения искусства. Он сам алхимик и реторта, риторический стиль — его философский камень, страсти — огонь под атанором. "Сон" и "Холостяки" — по преимуществу ночные романы, "Девушки" — дневной. Четыре части романного цикла, описывающие весну, лето, осень и зиму любви, подчинены циклу солнечному.

И все вместе, и каждая из них — законченное целое, с кольцевой композицией, кульминацией, развязкой. Композиция строго продумана, основные эпизоды датируются по письмам. Начинается и кончается романный цикл в осеннее равноденствие: первое письмо Терезы — 26 сентября 1926 г. , последняя невстреча Косталя с Акебо — 26 сентября 1928 г. Все действие длится два года, история любви Косталя и Соланж — год: первая встреча 1 мая 1927 г. , ("Девушки"), потеря невинности — 25 июня, солнцестояние ("Жалость к женщинам"), кульминация цикла — Соланж останавливает взглядом Солнце, Косталь уподобляется Минотавру, их отношения достигают высшей точки (29 сентября, равноденствие) и идут на убыль, Косталь садится писать ("Демон добра"). Основные события происходят под знаками Тельца, Близнецов, Льва и Девы. К мистическому прочтению романовК мистическому прочтению романов подталкивает неожиданное обращение автора во вступлении к третьему тому к неведомому существу — духу (?): "Скоронконколо, подай мне мой плащ из света" (с его помощью автор проникает в роман), заключительная притча о Христе и демоне света Иблисе-Люцифере.

Само имя Соланж (напоминающее прямо о Соледад из "Бестиариев" и косвенно о Доминик из "Сна" — Бог, воскресенье, Солнце), где скрыты Солнце (Лев), Земля (Телец) и ангел, заставляет видеть в ней символ вещества, проходящего этапы трансмутации, философского Великого деяния, претворяющего плоть в дух ("Косталь видел, как на его глазах ;овершалась чудовищная вещь, подобная природным явлениям, показанным в замедленной съемке (превращение гусеницы в бабочку и т. д. ): Соланж преображалась в Андре Акебо"). Женщины — это в алхимической терминологии "прокаженные" металлы, которые должны очиститься на огне, чтобы стать золотом. Не случайно в стихах Монтерлана возникает образ бегуньи — Ночного Солнца (сб. "Олимпийцы").

Писатель старался снять, снизить символический план "Девушек": в конце второй части возникает гротескный парафраз романа: письмо девушки из народа лакею Косталя, его пародийному двойнику. В финале "Прокаженных" подводится итог любовного противоборства Косталя и Соланж в терминах боксерского поединка. В заглавие пьесы "Те, кого заключают в объятия" (пост, и опубл. 1950) вынесена строка из "Жалости к женщинам": "Есть только один способ делать женщинам добро — заключать их в объятия". Но главному герою, коллекционеру Равье, уже под шестьдесят — и преданная любовь сверстницы, м-ль Андрио (т. е. Андре Акебо) вызывает у него только ненависть, а у восемнадцатилетней девушки он может купить только поддельную страсть — за свои деньги, связи.

Жалок и старый Дон Жуан, герой пьесы "Смерть поджидает клиентов, или Дон Жуан" (пост, и опубл. 1958): события несут его, он уже не управляет ими, женщины преследуют его, обманывают. Приход статуи Командора оказывается проделкой ряженых, уродливые служанки сменяют прекрасных дам, ночные горшки в изобилии выливаются на голову стоическому воздыхателю. В комедийных условиях Дон Жуан живет по законам трагедии, сохраняет достоинство, высокую поэзию чувств.

И маска смерти навсегда пристает к лицу великого любовника.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...